https://www.facebook.com/groups/vertov/permalink/665921970134482/
С большим удовольствием и нескрываемой радостью прочитал доклад К.А. Лавреньтева о состоянии дел в родном неигровом кино в «СК новостях». Начало вдохновило. Как в старые, добрые времена. «Как сказал дорогой Леонид Ильич, на ХХV съезде КПСС…» далее по накатанному. Можно и по Жванецкому: «Выполняя заветы старого штутцерщика дяди Васи, мы молодые штутцерщики берём на себя…» Цитата: «Из чего Соловьев сделал вывод: «Значит, выгодно быть документалистом». И попал в точку. Вопрос только в том, каким документа- листам это выгодно, и документалистам ли…» То есть другими словами: «А товарищи ли нам те товарищи, которых мы называем товарищами, дорогие товарищи?» Вопрос резонный, актуальный и, не побоюсь этого слова, злободневный.
Дальше интереснее. «Готовясь к этому пленуму, группа членов нашего Союза провела анализ состояния неигрового кино в 2011, 2012 и первой половине 2013 года. Мы попытались понять, что такое 1200 фильмов, снятые за эти неполных два с половиной года, и кто те документалисты, которые их сняли…» Так и хочется сказать: «С прибытием Вас Клим Анатольевич и «группа членов нашего Союза» на родную землю! Пока вы были на далёком Марсе у нас тут кое-что изменилось!!!»
По порядку.
1) «В РСФСР было 12 государственных киностудий: по две документальные и научно-популярные киностудии в Москве и Ленинграде, а также в Свердловске, Казани, Новосибирске, Иркутске, Хабаровске, Куйбышеве (Самаре), Ростове-на-До- ну и Орджоникидзе (Владикавказе). Все вместе они производили примерно те же 500 неигровых фильмов в год». Всё правильно были. И пока Клим Анатольевич и «группа членов нашего Союза» бороздили просторы вселенной, над страной летал большой медный таз, который поочерёдно накрывал одну за другой эти самые 12 государственных киностудий. И вернувшись на землю наши аргонавты обнаружили (с большим удивлением) что их практически не осталось! И некому было заступиться за эти несчастные студии. Даже за Ростовскую студию, где начинал свою творческую деятельность К.А. Лаврентьев заступиться было некому. Так ведь никто ж и не знал, что она накрывается пресловутым медным тазом, запущенным к нам с мыса Канаверал. Да и история с ЦСДФ, стоны которой ещё слышны далёким эхом в кулуарах минкульта.
2) Дальше идут воспоминания о том как принимались фильмы в далёкие доисторические времена. «Любой̆ документальный̆, научно-популярный̆, учебный̆, технико-пропагандистский̆ фильм проходил сито сдачи немого варианта на студии, первую контрольную копию фильма отсматривала редакционная коллегия Госкино, затем смотрел заместитель председателя Госкино, а иногда и сам председатель. И только после этого киностудия получала акт приемки фильма. Где это золотое время?» А действительно, где оно это золотое время? Не вы ли мелкопроизводящие продюсеры и малоснимающие режиссёры ночами в тёмных переулках уничтожали одного за другим несчастных редакторов госкино? Чтобы они не портили вам жизнь!
3) Долго же вас не было с нами дорогие Клим Анатольевич и «группа членов нашего Союза». Вы даже не знаете как на этих замечательных 12-и госстудиях выводились за штаты режиссёры, операторы, директора картин, звуковики, осветители и прочие, теперь никому не нужные специалисты в области производства обожаемой всеми неигровой продукции. После чего они были вынуждены создавать какие-то свои мелкие студии для того чтобы покушать. Ну, а уж после того как затихло эхо последнего выстрела в последнего редактора госкино началась вакханалия и беспредел.
4) Кстати, кое-какие из 12 студий ещё дымят своими руинами. Только денюшки выделяемые на кино уходят на латание крыш, ремонт и оплату сантехнических излишеств. Так что на кино в них остаётся с гулькин, не побоюсь этого слова, нос.
5) Ну, а наглый и беспринципный молодой режиссёр в своём неуёмной желании разбогатеть на документальном кино умышленно снимает на «варежку» свои никому не нужные, но почему-то известные по многим фестивалям (не только нашим) фильмы, отказываясь от услуг операторов, звукооператоров, монтажёров.
6) Теперь об обогащении. Дорогие Клим Анатольевич и «группа членов нашего Союза». До недавнего времени гонорарная и зарплатная часть не должна была составлять более 30% от общего бюджета. До этого самого недавнего времени бюджет на неигровое кино составлял 850 тыс.руб., потом мильён, ну а совсем потом мильён 200 (это на 26 мин.) Если вы вооружитесь простым карандашиком и маленьким клочком бумажки, то легко посчитаете что режиссёр может получить с картины 100-120 тыс.руб. Теперь расчёт по сложнее. Если вы разделите полученную сумму на 6 - это месяцы на производство фильма (скажу по секрету, что бывает и больше. Бывает и 9 месяцев, иногда и 12), то получите что режиссёр – гордая и почётная профессия, оплачивается в лучшем случае 15-20 тыс.руб. в месяц. По этому уровню он уже догнал московского дворника гастарбайтера.
Дальнейший разбор доклада считаю бессмысленным, так как появилась надежда на то, что раз Клим Анатольевич и «группа членов нашего Союза» вернулись к нам, то дела пойдут на поправку. Дай-то Бог. А в целом доклад получился содержательным, многие моменты схвачены и отмечены правильно, цели и задачи направлены в позитивное русло. Так держать! А мы поддержим, если вы конечно нас не задушите своими заботами.
02.03.2014
|