Автора документального фильма «Триумф воли», любимого личного режиссера и кинооператора Адольфа Гитлера. В принципе, можно даже говорить о том, что Рифеншталь – наша современница – она умерла лишь в прошлом году, на 103 году своей жизни. «Генетика у нее была такая» - разъяснил мне случайный московский водитель такси.
Кто видел документальный фильм «Триумф воли» (или хотя бы куски этой ленты) вполне резонно может обвинять Лени Рифеншталь в причастности к преступлениям нацистов. Зная об этом, автор мемуаров в предисловие выносит слова Альберта Эйнштейна. «Обо мне опубликовано столько откровенной лжи и досужих сплетен, что я уже давно покоился бы в могиле, если бы обращал на них внимание. Следует утешаться тем, что через сито времени большая часть ерунды стекает в море забвения».
Но вряд ли миллионам людей так важна рефлексирующая Лени. Ведь вечные споры о свободе творчества, независимости и объективности СМИ, о нравственных запретах, об искусстве для искусства, где художник лишь выражает себя и не более, вовсе не оправдание того, что тысячи талантливых людей мастерски, образно популяризируют негодяев, подлецов, грязных амбициозных политиков, тиранов, сатрапов.
Обращаться к мемуарам Лени Рифеншталь можно лишь как учебнику, который требует от читателя: не продавайтесь за деньги, если это противоречит вашей морали. Кантовский категорический нравственный императив актуален особенно сегодня, особенно в наших странах – России и Украине. Мемуары Лени Рифеншталь вполне могут послужить инструкцией для социальных психологов и мастеров грязных PR-технологий.
Далее цитируем лишь тексты из книги.
«В берлинском Дворце спорта выступал с речью Адольф Гитлер. Когда он появился, люди вскочили со своих мест и, словно лишившись рассудка, начали скандировать: «Хайль, хайль, хайль!». Когда возгласы стихли, Гитлер начал говорить: «Соотечественники, соотечественницы…» (Вам, дорогие читатели, ничего не напомнило?). Странным образом в тот же момент мне явилось видение, которое я не могла забыть. Мне показалось, что поверхность Земли - в виде полушария – вдруг посередине раскалывается, и оттуда выбрасывается вверх гигантская струя воды, такая огромная, что касается небес. Хотя многого я не понимала, речь Гитлера оказала на меня колдовское воздействие. Слушателей словно оглушила барабанная дробь, и все почувствовали, что находятся во власти этого человека».
А вот как Гитлер уговаривал Лени снимать нацистские съезды.
Гитлер: - Я убежден, что только вы обладаете художественными способностями, необходимыми для того, чтобы из реальных событий сделать нечто большее, чем просто кинохроника. Чиновники из отдела кино Министерства пропаганды этого не сумеют.
… Когда мне стало понятно, что мне не удастся сломить сопротивление Гитлера, тогда я решила, по крайней мере, добиться выгодных условий работы.
Лени: – Будет ли у меня полная свобода действий, или доктор Геббельс и его люди будут давать мне указания?
Гитлер: - Исключено, партия не будет оказывать никакого влияния на вашу работу, я обсудил это с Геббельсом.
Лени: - В финансовом отношении тоже?
Гитлер на это заметил саркастически:- Если бы партия должна финансировать фильм, то деньги вы получили бы только после окончания съезда. Партийным инстанциям я дал указание оказывать всяческую помощь вам и вашим людям.
Лени: - Установят ли мне жесткие сроки, когда фильм должен быть готов?
Гитлер: - Нет, можете работать над ним год или несколько лет, вы не будите испытывать никакого давления в этом плане! А после фильма о Всегерманском съезде партии в%
30.11.-0001
|