Ольга Шервуд о фильме Лозницы "БЛОКАДА"



Нет слов для ада


 

 

 

 

 

 

В Доме кино показали – на специальном сеансе для ветеранов – новый неигровой фильм «Блокада» Сергея Лозницы.

 

 

 

 

 

Это 50-минутный монтаж хроники из «золотого запаса» Ленинградской студии документальных фильмов и нескольких фрагментов из старых неигровых картин, посвященных блокаде. Имена всех фронтовых кинооператоров, снимавших тогда в городе, указаны в финальных титрах. Есть там и такая строчка: «Работа с архивом -- Сергей Гельвер».

 

 

 

 

 

Сергей Гельвер «сидит» на студийной фильмотеке, знает ее содержимое наизусть и помогает всем режиссерам страны. Без него, определенно, мы не увидели бы теперь такое количество абсолютно новых для обычного зрителя кадров блокады, что просто диву даешься.

 

 

 

 

 

Без подвига операторов и труда архивариуса картина бы не состоялась. Но все же автор любого фильма – режиссер. Сергей Лозница приверженец ярко выраженной формы в кино. Настолько яркой и рассчитанной, что она иной раз не оставляет место для непосредственной эмоции. Иногда эта форма даже не дает осуществиться гармонии всего произведения.

 

 

 

 

 

Поэтому, признаюсь, я опасалась, что в «Блокаде» тема и смысл как-то задекорируются формалистом Лозницей.

 

 

 

 

 

Но этого не случилось. С одной стороны, горестно вздыхаешь с первых минут – окопы и зенитки на Марсовом поле, возле них артиллеристы, потом команды людей управляются (несут? ведут? транспортируют?) с огромными баллонами аэростатов на веревках – и вот одна надувная рыбина отпущена в небо… Солнечные осенние дни, и еще далеко, довольно далеко до трупов на снегу и легендарных саночек, -- а уже тяжело, ибо знаешь, что там дальше будет.

 

 

 

 

 

С другой стороны, режиссер очень деликатно для себя, даже скромно, организовал отобранную хронику. Просто смонтировал ее предсказуемо «по нарастающей» и поэпизодно (пожары – к пожарам, бомбежки – к разборке завалов, заготовка дров – добыча воды), дважды закольцевав: второй раз Марсово поле появляется уже в момент салюта-счастья (еще одно кольцо связано с пленными немцами, о чем чуть позже). А кроме того, Лозница отказался от всякого речевого комментария, но попытался увеличить, так сказать, объем старого изображения максимально синхронизированными шумами. Это обычный сейчас прием работы со старой немой хроникой: едет трамвай – мы слышим звонок трамвая, идет человек в валенках по снегу – вот их скрип, летят из разбомбленных домов доски – вот шум… И только мертвецы лежат беззвучно, что кажется даже странным среди этой звуковой насыщенности. Вопль застыл тогда. Что мы умом понимаем, а ведь все равно неестественно это.

 

 

 

 

 

В организованной простоте за чем вдруг начинаешь следить и что высматривать? Очень остро желание сообразить, какое место родного города видишь. И еще. После того, как уже в середине картины один мужчина вдруг страшно улыбается в камеру, -- вдруг замечаешь, что ты прежде не замечал на экране людских глаз. Будто человек с киноаппаратом был невидимкой или же самой обыденной деталью уличного пейзажа – прохожие шли мимо и не глядели? Да нет, многие глядели. Но фокус в том, что настоящие крупные планы позволили себе операторы лишь в момент радости салюта в честь снятия блокады. Или Лозница так устроил, что они, операторы, словно перестали стесняться? А до того – средние и общие планы, замотанные фигуры, спины, силуэты… и, конечно, те, кому уже закрыли лицо.    

 

 

 

 

 

Лица мертвых страшно обнажатся в страшном рву, куда их сбрасывают на глазах наших для общего захоронения. И где совсем не античный Харон и совсем не философствующий, как у Шекспира, Могильщик, а просто Некто, завтрашний труп, каким-то ужасным багром выравнивает тела своих и наших земляков, чтобы ровнее лежали. Отверстые глазницы, кричащий безмолвно рот.

 

 

 

 

 

Эти кадры, конечно же, понятны без слов. Но что означает группа мужчин без явных опознавательных примет, которую конвоируют в начале фильма с Малой Садовой на Невский при все увеличивающейся толпе вокруг? Вероятно, это пленные немцы, но откуда они ранней осенью? Вопрос без ответа. «Не дают ответа» и кадры публичного повешения немцев 5 января 1946 года на площади Калинина перед кинотеатром «Гигант». Зрители «пережившего» поколения знают, что в петлях болтаются фашисты. Более молодые недоумевают – может, это враги народа? А может, действительно -- предатели?

 

 

 

 

 

И уж совсем не могу себе представить реакцию того иностранца, который вовсе ничего не знает о блокаде Ленинграда. Не о фестивальной публике речь – а Лозница любимец разных международных фестивалей, и буквально сейчас он с этой своей новой работой в Роттердаме, -- сия публика подготовлена, у нее есть каталог и много иных носителей информации. Говорю про обычного телезрителя (подобные картины покупают синематеки и телеканалы), который однажды узрит на экране, как два человеческих кокона (так закутаны) тащат на санках угловатый гроб на фоне величественного собора, все удаляясь, удаляясь от нас и застывая в стоп-кадре, -- и сможет ли сказать, что видел не эпос?

 

 

 

 

 

 

 

 


07.02.2006






В контате моя страница ВК


КИНОТЕАТР "ВЕРТОВ"



АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО



ФИНАЛИСТЫ ПРЕМИИ "ЛАВР"


Космическая Одиссея ХХI век


УЧАСТНИКИ АРТДОКФЕСТ


Домашнее кино


ВРУЧЕНИЕ ПРЕМИИ 2013



СТУДИЯ ВЕРТОВ РЕАЛЬНОЕ КИНО


Путин. Високосный год





ПОРТАЛ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО VERTOV.RU

Портал «Вертов» появился в сети Интернет в 1996 году и был первым ресурсом, посвященным документальному кино в российском Интернете. Много воды утекло с тех пор. За прошедшие годы появлялись и исчезали десятки сайтов и даже соцсетей, ориентированных как на профессиональное сообщество документалистов, так и на зрительскую аудиторию, любителей документалистики. Создатели «Вертова», не вступая в конкуренцию, наблюдали и по мере сил помогали подобным начинаниям. Но сегодня возникла ситуация определенного переизбытка информации. В новостных лентах и рассылках наряду с зернами, естественным образом появилось множество плевел. Эта шелуха зачастую просто не позволяет разглядеть главное. В этой ситуации мы переформатировали портал «Вертов» в своеобразный дайджест наиболее значимых (на наш взгляд) новостей, посвященных документальному кино, которые будут представлены в виде ссылок на источники информации. Иными словами, все самое важное из мира документального кино – на одной странице, которая даст пользователю возможность самостоятельного путешествия по запутанной сети, имея на руках качественную навигацию. Также, в последнее время в открытом доступе появилось немалое количество документальных фильмов. Мы возьмем на себя труд вычленять наиболее любопытные картины, создав своеобразный онлайн-кинотеатр, в котором постоянно будут показываться новые фильмы, извлеченные из всемирной сети легального видео. Помимо этого на портале «Вертов» будет представлено актуальное видео, посвященное документальному кино, а также – системой случайной выборки – фрагменты фильмов участников фестиваля «Артдокфест», финалистов премии «Лавровая ветвь», церемоний вручения премии и закрытия «Артдокфеста», фильмов производства студии «Вертов».




ПОДПИСКА ЧЕРЕЗ RSS



rss-поток




ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Главная | Контакты | Вакансии | Нашли ошибку?