Жюри кинофестиваля «Образы реальности» в Нионе (Швейцария, Visions du Reel, 24 апреля -1 мая) отдало главный приз «Удару» Андреса Файеля (Der Kick, Andres Veiel, Германия). Это произведение трудно назвать собственно фильмом, так как оно представляет собой снятый на пленку документальный спектакль, сыгранный двумя актерами в интерьере недействующего вокзала. Пьеса, лежащая в основе спектакля, написана создателями фильма по мотивам интервью с участниками неких криминальных событий и судебного процесса, ими вызванного.
Второй по значимости нионский приз в этом году тоже достался проекту с точки зрения кино странному – Preliminaries (Anat Even, Израиль). Все 22 минуты фильма известный израильский писатель C. Изхар (Изхар Смиланский) читает в кадре свой роман. Что само по себе совершенно не ново для видеоарта, сопровождающего выставки актуального искусства, но вопиюще примитивно для искусства документального кино. Сходства с выставочным видеоартом добавляют и непрофессиональные современные съемки и хроника в двойной экспозиции. Произведение создано в рамках проекта поддержки израильских библиотек… Призу и самому факту отбора на кинофестиваль была удивлена даже автор проекта, режиссер, как вы догадываетесь, непрофессиональный.
Таким образом, очевидно, что «Образы реальности» сместил свои акценты. Если раньше считалось, что это фестиваль документального кино, то теперь столь же определенно о нем не выразишься. Иными словами, его, видимо, больше интересует не реальность, так или иначе присутствующая в кинодокументалистике, а ее образы, вне зависимости от того, в каком роде кинематографа они представлены. В этом смысле особенно характерна инициатива дирекции Ниона показывать в рамках фестиваля игровое кино, использующее – с точки зрения той же дирекции – методы и элементы языка кино документального. Фестиваль считает, что таким образом он пытается обнаружить границу между игровым и неигровым кино. Только вот вопрос: обнаружить или уничтожить?
Виктория Белопольская.
Информация - на www.visionsdureel.ch
17.05.2006
|