Лучшим документальным фильмом года по версии Академии Ника, стала картина Евгения Цымбала "Зощенко и Олеша. Портреты в интерьере эпохи".
На первый взгляд это самое не предсказуемое решение. Но у любого решения должна быть логика. Давайте попробуем разобраться в логике решения принятого несколькими сотнями самых уважаемых кинематографистов России.
Сразу оговоримся, что не считаем Цымбала плохим режиссером. Да и считать так автора "Защитника Седова", права не имеем. И поэтому рассматриваем вопрос только в контексте решения академии - Цымбал снял лучший документальный фильм 2006 года. При этом снял лучший фильм уже второй раз. (Первая Ника за фильм "Дзига и его братья" 2003 г.) До него такое удавалось не многим. Так что же за судьба у этого лучшего фильма. С каким богажем он пришел к такой высокой награде. Ну скажем фильм "Эйфория" Ивана Выропаева, пержде, чем стать открытием года побеждала на Кинотавре, участвовала в Винеции, и еще на десятках фестивалей. "Остров" Лунгина брал Орлов, Слонов и прочую живность в России и за ее пределами. Люди толпами прямо из храмов шли в кинотеатр. Петров со своей анимацией получал всяких Оскаров. А что в этом смысле у Цымбала? Российские фестивали и премии к фильму оказались равнодушны. Екатеринбург, Флаертиана, Лавр и пр. не оценили достоинств фильма. Можно вспонить не основной приз на фестивале кино и литература в Гатчине, но насколько это презентативно судите сами. Может нет пророка в своем отечестве? Доподлинно известно, что "Зощенко и Олеша" участвовал во внеконкурсном показе на фестивале Контакт в Киеве. Но более крупные форумы такие как Амстердам, Лейпциг, Нион прошли без участия этой картины. Да и прошлые фильмы Цымбала на мировых документальных смотрах не очень приветствовались. Исключением является пожалуй "Обыкновенный большевизм" показанный в программе IDFA Амстерданского фестиваля. Почему же тогда Академия "Ника" в противовес всем называет фильмы Цымбала лучшими?!
Для академиков, 90% которых представляют большое кино, неигровой кинематоргаф является не только мало известным но и мало понятным пространством. Какой может быть критерий при решениии вопроса кому отдать голос при заполнении анкеты, если ты фильмы перечисленные в списке попросту не видел? Пожалуй это и есть ответ на вопрос. Иными словами, Евгений Цымбал очень хороший человек, обоятельный, доброжелательный при этом давно работающий в кино. Все больше в игровом. Многие его знают с самой лучшей стороны. И согласитесь это достаточный повод, для такой малости, как отдать свой голос в таком не принципиальном вопросе - определение лучшего Российского документального фильма.
24.03.2007
Портал «Вертов» появился в сети Интернет в 1996 году и был первым ресурсом, посвященным документальному кино в российском Интернете. Много воды утекло с тех пор. За прошедшие годы появлялись и исчезали десятки сайтов и даже соцсетей, ориентированных как на профессиональное сообщество документалистов, так и на зрительскую аудиторию, любителей документалистики. Создатели «Вертова», не вступая в конкуренцию, наблюдали и по мере сил помогали подобным начинаниям. Но сегодня возникла ситуация определенного переизбытка информации. В новостных лентах и рассылках наряду с зернами, естественным образом появилось множество плевел. Эта шелуха зачастую просто не позволяет разглядеть главное. В этой ситуации мы переформатировали портал «Вертов» в своеобразный дайджест наиболее значимых (на наш взгляд) новостей, посвященных документальному кино, которые будут представлены в виде ссылок на источники информации. Иными словами, все самое важное из мира документального кино – на одной странице, которая даст пользователю возможность самостоятельного путешествия по запутанной сети, имея на руках качественную навигацию. Также, в последнее время в открытом доступе появилось немалое количество документальных фильмов. Мы возьмем на себя труд вычленять наиболее любопытные картины, создав своеобразный онлайн-кинотеатр, в котором постоянно будут показываться новые фильмы, извлеченные из всемирной сети легального видео. Помимо этого на портале «Вертов» будет представлено актуальное видео, посвященное документальному кино, а также – системой случайной выборки – фрагменты фильмов участников фестиваля «Артдокфест», финалистов премии «Лавровая ветвь», церемоний вручения премии и закрытия «Артдокфеста», фильмов производства студии «Вертов».