Пропагандистской бомбой в духе "Так жить нельзя"...
Раскрутка идет по всей форме, с привлечением специалистов по пиар-кампаниям и юристов, которые должны обеспечить гонимому воителю защиту от предполагаемых угроз. Угрозы столь велики, что материал картины пришлось вывезти за пределы США, дабы обезопасить от посягательств тамошних властей.
"Фаренгейтом", если помните, Мур пытался торпедировать предвыборную кампанию Джорджа Буша, шедшего на второй срок. Фильм вызвал шум, но на результат выборов не повлиял, и о каннском триумфаторе стали забывать. Теперь он напомнил о себе фильмом "Sicko" (2007), где напал на страховую систему здравоохранения в США. Картина подавалась как самый громкий скандал Канна-07, и очередь занимали с шести утра.
Сеанс сопровождался аплодисментами, язвительными смешками в адрес возникавших персонажей, от сенаторов до того же Буша. Метод Мура прост — он интервьюирует людей, доводя до патетических слез, а потом монтирует материал сообразно концепции. Так, безотказно работает сопоставление бедствующего пролетария, вынужденного самому себе зашивать раны, и докторов, демонстрирующих свое личное благополучие. Или рабочий, которому отрезало два пальца, и он вынужден был выбирать, какой из двух пришить обратно, потому что на две операции не хватало денег.
Мур развеивает два устойчивых мифа: об американской счастливой мечте и о монстроподобных странах социализма. Вот пошли кадры из "Кубанских казаков" (1949), и молодой Юрий Любимов, впоследствии создатель мятежной Таганки, с послушным энтузиазмом запел "Урожай мой урожай, урожай высокий!", и розовощекая Клара Лучко ему подпевала. Процитировано не без юмора, но с симпатией: никакие не монстры.
Любимова сменил Фидель Кастро, и Мур подложил под его пламенную артикуляцию хрипы из ужастика: мол, сделали пугало из хорошего человека! Идет центральный эпизод фильма и самая отважная акция Мура: он садит в катер пожарных, пострадавших при разборе завалов 11 сентября, и нелегально вывозит их на остров свободы — лечиться. И ужасы капиталистической медицины сменяются чудесами медицины социалистической: задушевные лица кубинских докторов, готовых бесплатно сделать то, о чем американский трудяга не может и мечтать. И то лекарство, за которое в США надо выложить 120 долларов, здесь стоит 5 центов. Женщина, попавшая из ада в рай, плачет.
Экскурсия эта впечатляет: Мур умеет монтировать. Я бы даже поверил в концепцию, кабы не пережитый нами опыт. У нас тоже любили лечить бедствующих американцев, потрясать их бесплатным вниманием в цековских клиниках. Но сними Мур свою красную бейсболку, по которой его узнают на плакатах, да сядь в общую очередь к измотанному терапевту где-нибудь в Пскове 80-х, и он растеряет значительную часть пафоса, а концепция станет распадаться.
Конечно, Мура интересует не столько правда, сколько произведенный эффект. Но если отвлечься от политических спекуляций, "Sicko" — фильм полезный. Мы ведь вползаем в ту же капиталистическую реальность, на которую нападает Мур. Познали уже и хапужническую медицину, и коррумпированный аптечный бизнес. Да и тезис о том, что образованные люди властям неудобны, ибо неуправляемы, — для нас актуален едва ли не в большей мере.
перепечатано с сайта фильм.ру
22.05.2007
|