В Москве открылся фестиваль американского кино "Образы Америки"
На фестивале американского кино "Новые образы Америки", который открылся в Москве, будут показаны документальные ленты и гала-премьеры голливудских фильмов. Фестивалю удалось включить в свою программу фильмы классиков американской документалистики - Ди-Эй Пеннебейкера и Крис Хегедуса. Фестиваль проходит в московском кинотеатре "Формула Кино Европа";. Нынешний фестиваль, проводящийся во второй раз, посвящен 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и США. В программу включены как новые, так и классические ленты, независимое кино в рубрике "ИндиВид", документальные фильмы в рубрике "Экран.doc".
Самой непредсказуемой частью фестиваля обещает стать программа неигрового кино "Экран.doc", в рамках которой покажут "образы Америки", далекие как от ее официального имиджа. Программа "Экран.doc" составлена из прокатных хитов разных лет, никак не связанных с политической риторикой и сиюминутной конъюнктурой, и представляет самые разные виды документального кино: от семейной мелодрамы до военного репортажа.
Главным героем "Экрана.doc" станет американский режиссер Ди-Эй Пеннебейкер, один из основателей cinema verite -- "прямого кино о реальных людях". Поклонникам современного "реального кино" будет полезно вспомнить об истоках жанра. В 1959 году Ди-Эй Пеннебейкер снял революционную по тем временам серию документальных фильмов "Живая камера". А в середине 60-х его картины "Монтерей-поп", "Дневник Вудстока", "Не оглядывайся" (о Бобе Дилане) стали первыми документальными лентами, добившимися успеха в широком прокате. Для американцев поколения 60-х Пеннебейкер такая же знаковая фигура, как Энди Уорхол. На его малобюджетных лентах, снятых ручной 16-миллиметровой камерой, выросло целое поколение независимых американских режиссеров. На фестивале помимо классических лент Пеннебейкера, снятых в манере cinema verite, покажут и его поздние работы: "Оперативный пункт" -- о предвыборной кампании Билла Клинтона и Startup.com -- о героях поколения "сетевого бума".
Картина Оливера Ходжа "Воин свалок" представляет собой портрет американского архитектора-нонконформиста Майкла Рейнольдса. На протяжении вот уже 30 лет живущий в Нью-Мехико Рейнольдс и его последователи возводят необычные жилые дома из пивных банок, машинных шин и пластиковых бутылок, самостоятельно обеспечивающие себя водой и электроэнергией. В фильме не только воспроизведен весь цикл строительства подобного экосооружения, но и задокументирована кафкианская история конфликта архитектора-самоучки с местными властями. Режиссер Оливер Ходж прежде занимался созданием спецэффектов для таких масштабных проектов, как "Лара Крофт -- расхитительница гробниц" и "Звездные войны", но после знакомства с архитектурными идеями Рейнольдса основал независимую кинокомпанию специально для реализации проекта "Воин свалок"
Режиссер Гари Хастуит в своем фильме "Гельветика" исследует пространство современных мегаполисов, изучая городские надписи и шрифты, которыми они сделаны. Помимо динамично снятых городских эпизодов в фильм вмонтировано несколько десятков интервью с ведущими дизайнерами, которые объясняются в любви к тому или иному шрифтовому решению. Если "Гельветика" ассоциируется у многих с ненавязчивой легкостью, то "Ариал", к примеру, с официальной строгостью. Вмонтированные в городское пространство слова обладают разными голосами -- одни кричат, другие шепчут, третьи успокаивают. В картине Гари Хастуита анализируется довольно узкая проблема влияния шрифтов на психологию восприятия, но попутно разбирается вся история американского дизайна.
"Березовая улица" -- самая "зрительская"; картина документальной программы фестиваля. Режиссер-документалист Даг Блок исследует неизвестные подробности 50-летнего брака своих родителей. Поводом к разбирательству послужил возмутивший родственников факт, что их 83-летний отец сразу после смерти матери переехал жить к своей бывшей секретарше. Режиссер Даг Блок заново перебирает семейный эпистолярный архив, анализирует сюжеты старых фотографий, перечитывает материнский дневник, беседует с дальними родственниками, чтобы по немногочисленным и тщательно законспирированным фактам реконструировать историю родительских отношений, которая оказывается далекой от образа идеальной американской семьи.
Эти и другие реконструкции и документы далекой от идеала реальности на фестивале "Новые образы Америки"; экспонируются в ТЦ "Европейский" до 23 сентября.
Портал «Вертов» появился в сети Интернет в 1996 году и был первым ресурсом, посвященным документальному кино в российском Интернете. Много воды утекло с тех пор. За прошедшие годы появлялись и исчезали десятки сайтов и даже соцсетей, ориентированных как на профессиональное сообщество документалистов, так и на зрительскую аудиторию, любителей документалистики. Создатели «Вертова», не вступая в конкуренцию, наблюдали и по мере сил помогали подобным начинаниям. Но сегодня возникла ситуация определенного переизбытка информации. В новостных лентах и рассылках наряду с зернами, естественным образом появилось множество плевел. Эта шелуха зачастую просто не позволяет разглядеть главное. В этой ситуации мы переформатировали портал «Вертов» в своеобразный дайджест наиболее значимых (на наш взгляд) новостей, посвященных документальному кино, которые будут представлены в виде ссылок на источники информации. Иными словами, все самое важное из мира документального кино – на одной странице, которая даст пользователю возможность самостоятельного путешествия по запутанной сети, имея на руках качественную навигацию. Также, в последнее время в открытом доступе появилось немалое количество документальных фильмов. Мы возьмем на себя труд вычленять наиболее любопытные картины, создав своеобразный онлайн-кинотеатр, в котором постоянно будут показываться новые фильмы, извлеченные из всемирной сети легального видео. Помимо этого на портале «Вертов» будет представлено актуальное видео, посвященное документальному кино, а также – системой случайной выборки – фрагменты фильмов участников фестиваля «Артдокфест», финалистов премии «Лавровая ветвь», церемоний вручения премии и закрытия «Артдокфеста», фильмов производства студии «Вертов».