Дмитрий Быков, Айдан Салахова и Борис Юхананов решат судьбу главного и единственного приза фестиваля - "КИНОГЛАЗ ВЕРТОВА" работы московского скульптора Вадима Кириллова
ДМИТРИЙ БЫКОВ Писатель, журналист, телеведущий.
Автор и ведущий программы "Хорошо, БЫков" (ТВЦ); родился 20 декабря 1967 г. в Москве; учился на факультете журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, с обязательным тогда перерывом на службу в армии, окончил МГУ, специализируясь на кафедре литературной критики; работал и печатался практически во всех московских еженедельниках от первой "Столицы" до "Нового времени"; работает в "Собеседнике" заместителем главного редактора, пишет статьи, главным образом, в "Новую газету" и "Огонек"; лучшими книгами, когда-либо написанными, считает "Уленшпигеля" де Костера, "Исповедь" блаженного Августина, "Потерянный дом" Александра Житинского, "Анну Каренину" Льва Толстого и "Повесть о Сонечке" Марины Цветаевой; в 2006 г. за биографию Бориса Пастернака был удостоен премий "Национальный бестселлер" и "Большая книга"; в 2007 г. вошел в жюри литературной премии "Национальный бестселлер" и одновременно стал финалистом этой премии со своим новым романом "ЖД".
АЙДАН САЛАХОВА Галеерист современного искусства
1964 – родилась в Москве. 1987 – закончила Московский Государственный Художественный институт им. В.Сурикова. Дипломная работа награждена серебряной медалью Академии Художеств СССР. 1989-92 – совладелец и куратор Первой галереи. Москва. 1992 – основала Айдан галерею. Судьбе Айдан Салаховой не позавидуешь: дочь известного художника, успешная владелица собственной галереи – она постоянно находится под пристальным вниманием художественной общественности и прессом внутреннего цензора. Ей нельзя ошибаться. Она – модная персона и влиятельная фигура художественного истеблишмента. Айдан много усилий посвящает продвижению русских художников на мировой художественный рынок. Ее специальный интерес – живопись. Между тем, она сама – один из самых любопытных художников Москвы. Ее авторская манера довольно сильно менялась в течении обозначенного десятилетия. Первые живописные опыты Айдан отличались недюжинным радикализмом. Ее волновали скрытые женские комплексы и страхи, и мало кто из художников с таким достоинством и бесстрашием развивал эту сугубо "женскую" проблематику в живописном пространстве. Ее творчество являлось "лакомым куском" для феминисткого дискурса, психоаналитических интерпретаций, но мало кто из критиков обращал внимание, увлекаясь расшифровкой скрытых комплексов, на живописный "почерк" автора. Между тем Айдан, постепенно отказываясь от шокирующей откровенной тематики, обратилась к теме, которую можно назвать "образ женщины в классическом искусстве", логично примкнув к движению неоакадемизма. Принципиальная внутренняя трансформация отразилась на поверхности холста классическим каноном, восходящим еще к ренессансным Венерам: женские образы обрели гармонию и спокойствие. Любимый образ Салаховой – лежащая обольстительная одалиска, недоступная и желанная – отсылает к европейской живописи XIX века, смаковавшей утонченную негу экзотических восточных гаремов и бань. Но Айдан представляет этот сюжет не с точки зрения постороннего наблюдателя-мужчины, а как носительница восточной мудрости, являя зрителю женскую сущность, обычно (согласно восточной традиции) скрытую под паранджой. Похоже, Айдан лукавит. Ей не удается уйти в чистое формотворчество: механизм "срывания покровов" идентичен обнажению скрытых женских комплексов. Она не в силах освободиться от анализа – альфы и омеги актуальной живописи. Отсюда и попытки внедрения, точнее, наложения видеоряда на живописную поверхность. Беременная модель – статичная на живописном холсте и полная движения на видео (при наложении друг на друга) – открывает зрителю волшебную тайну самого интимного состояния женщины во всей его сложности.
Елена Селина
БОРИС ЮХАНАНОВ
Актер, сценарист, режиссер. Родился в 1957 году в Москве. Окончил Воронежский Театральный Институт и Государственный институт театрального искусства. В 1984 году создал первую независимую театральную группу ТЕАТР-ТЕАТР. Одним из первых в СССР начал снимать на видео. Мифологизировал природу видео в своих теоретических статьях, посвященных открытому им феномену «медленного видео», в соответствии с законами которого снял фильмы, признанные классикой параллельного кино («Игра в Хо» ,1987; «Сумасшедший принц Фассбиндер», 1988; «Сумасшедший принц Гамлет», 1988 и др.). В 1988 году создал Мастерскую Индивидуальной Режиссуры. Один из самых значительных театральных режиссеров России. В экспериментальном спектакле «Сад» работал не только с актерами, но и с непрофессиональными исполнителями, больными синдромом Дауна. С их участием впоследствии снял фильмы «Неуправляемый ни для кого»(1995) и «Да, дауны, или Поход за золотыми птицами» (1997). Борис Юхананов — основатель параллельного кино, никогда не работавший в кино. В качестве средств художественного выражения предпочитает кинематографу театр и видео. Родился в Москве в 1957 году. Окончил Воронежский Театральный Институт и ГИТИС (мастерская Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева). В 1984 году создал первую в СССР независимую театральную группу Театр-Театр. Примерно в тоже самое время и тоже первым в СССР начал художественные эксперименты с видеокамерой. Мифологизировал природу видео в теоретических статьях, посвященных открытому им феномену "медленного видео". В соответствии с законами "медленного видео", дающего режиссеру особую власть над запечатляемой реальностью, Юхананов снял фильмы "Особняк" (1986), "Игра в Хо" (1987), "Сумасшедший принц Фассбиндер" (1988), "Гамлет" (1988), "Сумасшедший принц Японец" (1988), "Крылья" (1989), "Сумасшедший принц Годар" (1990) и многие другие работы, являющиеся частью его глобального видеопроекта "Роман в 1000 кассет". В 1988 году создал Мастерскую Индивидуальной Режиссуры (МИР), которая на много лет стала его личным культуртрегерским проектом. В МИРе Юхананов вырастил второе поколение режиссеров "параллельного кино" (Александр Дулерайн, Сергей Корягин, Ольга Столповская, Дмитрий Троицкий, Андрей Сильвестров, Олег Хайбуллин, Инна Колосова и другие), активно работающих ныне в кино и на телевидении. Главным театральным проектом Юхананова в Мастерской Индивидуальной Режиссуры на протяжении десяти лет был "Сад" — уникальный эксперимент по созданию саморазвивающейся во времени сценической постановки. Участники "Сада", по словам самого режиссера, "попробовали встать в ситуацию сочинения мифа и одновременно были участниками этого мифа, который сами же сочиняли". Целью эксперимента было увидеть, как этот созданный миф отразится в "личной эволюции" участников спектакля и "одновременно в том искусстве, которое народится на путях созидаемого мифа". Точкой отсчета стала постановка пьесы А. П. Чехова "Вишневый сад": "мы просто стали читать текст как люди, снабженные определенным аппаратом чтения, но читать, как это свойственно театру, играя его сразу. И вот это разыгрывающее чтение текста в том объеме, на который хватало нашего художнического и аналитического диапазона, постепенно оказалось животворящим. И стал рождаться миф о Саде. Видимо таковы были свойства нашего сознания, что оно искало в том или ином тексте миф.". Всего было создано-сыграно-прожито семь вариаций "Сада", которые Юхананов называет "регенерациями": в каждом случае это было не только новое рождение спектакля, но и новое рождение мифа о Саде. Второй по значению проект Бориса Юхананова 90-х годов "Дауны комментируют мир" разворачивался одновременно на территории театра и видео. Проект был осуществлен режиссером в сотворчестве с людьми больными даун-синдромом. Для Юхананова, проповедующего своим искусством идеи антропософии, это был эксперимент над самим собой — психофизическая игра, цель которой приблизиться к присущему даунам абсолютно чистому целостному сознанию. В процессе осуществления этого проекта дауны были "садовыми существами" в одной из регенараций "Сада" и героями или соавторами (на последнем настаивает сам Юхананов) видеофильмов "Неуправляемый ни для кого" (1995) и "Да, дауны, или Поход за золотыми птицами" (1997). Эти фильмы Юхананова с полным правом можно причислить к числу наиболее значительных произведений мировой документалистики последних десятилетий. Ныне Борис Юхананов руководит Школой Ангелической Режиссуры (ШАР) и является одним из создателей "ЛабораТОРИИ" — экспериментальной мастерской по изучению священных текстов Торы при помощи театрального искусства.
20.11.2007
|