20 лет Московскому Музею кино



С 17 марта до 4 апреля Музей кино покажет юбилейный «Парад даров». openspace предлагает вашему вниманию видеопутеводитель по этой программе. Заметим, что в программе не мало документальных фильмов.


«Парад даров» — это подарок Музея кино к собственному двадцатилетию. Программа составлена из фильмов, пленки с которыми были подарены в свое время Музею кино их авторами. Набор фильмов очень разнообразный и неоднородный, он лучше всего дает представление о широком кругозоре московской Синематеки, которой мы лишись благодаря действиям (или бездействию, что примерно то же самое) властей. Поскольку как-то странно советовать сходить на «Зеркало» или «Небо над Берлином», мы выбрали чуть менее известные картины, на которые обязательно стоит обратить внимание. Покажут программу в ЦДХ, подробное расписание смотрите на сайте Музея кино.



1. «Лето Марии Войновой» («Мария»). Режиссер Александр Сокуров

Первую часть своего фильма Сокуров снимал для телевидения, а затем защищал во ВГИКе в качестве дипломной работы. Это зарисовка о сельской жизни и трудолюбивой крестьянке Марии Войновой. Вторую главу режиссер приехал снимать в ту же деревню девять лет спустя. Он показывает свой фильм местным жителям. Его герои собираются в кинозале. Дочь Марии Войновой из маленькой девочки, которую мы только что наблюдали, превратилась во взрослую женщину, у которой подрастают свои дети. Муж приходит в зал с новой женой, а самой Марии уже несколько лет как не стало. Благодаря этой двойной перспективе, когда увиденный нами фильм смотрят в зале его герои, «Мария» приобретает новое измерение, превращаясь из лиричной человеческой истории еще и в личную рефлексию о природе кинематографа. И, конечно, завораживает работа со временем, течение которого Сокурову удается запечатлеть.




2. «Взлетная полоса». Режиссер Крис Маркер

Единственный художественный фильм документалиста и эссеиста Маркера, принесший ему наибольшую славу у широкого зрителя, по формальным признакам фильмом и не является. Сам Маркер во вступительных титрах называет «Взлетную полосу» фотороманом. Но это совсем не так: из ряда сменяющихся фотографий с закадровым голосом у него получилось сделать самое настоящее кино, способное поразить любого зрителя. Например, Терри Гиллиама, которого история о третьей мировой войне и перемещениях во времени вдохновила на создание «12 обезьян». На самом деле «Взлетная полоса» — фильм о любви, хотя в нем есть только один план, снятый на камеру: это героиня Элен Шатлен, женщина без имени, чей взгляд выражает обреченность. Обречена и ее недолгая идиллия с возлюбленным, обречено и все человечество, которому после войны предстоит жить в катакомбах. Только что отстроенный футуристический аэропорт Орли особенно вдохновлял режиссеров на мрачные истории о будущем, которое уже наступило. Спустя три года в тех же декорациях Годар снимет другой великий фантастический фильм — «Альфавиль».





3. «Пастораль». Режиссер Отар Иоселиани

«Пастораль» — последний фильм Иоселиани, снятый в Советском Союзе. С самых первых своих фильмов он нашел себя и формулу своего кинематографа, которая очень сильно отличалась от общепринятого стандарта. Режиссер всегда отмахивался от текста, восхищаясь режиссерами, способными поведать историю исключительно визуальными средствами. И вот у него и впрямь получился немой фильм, в котором звуки и редкие разговоры — лишь необходимый фон. Но что там текст, в «Пасторали» Иоселиани отказывается и от сюжета, который исчерпывается тем, что музыканты приезжают из города в глухую деревню, чтобы порепетировать свое произведение. Все остальное, чему и посвящен полуторачасовой фильм, едва ли можно пересказать словами.




4. «Счастье». Режиссер Аньес Варда

Март неожиданно оказался для москвичей месяцем Аньес Варда, не слишком у нас известной: на начинающемся на днях фестивале «Франкофония» состоится ее отдельная небольшая ретроспектива. «Счастье» Аньес Варда, снятое за несколько лет до мая 68-го, выглядит обманчиво буржуазным. И действительно, в кадре идиотически идиллическое счастье вечно улыбчивого плотника, его жены-портнихи и их ангелических детей, изображенное в стилистике модных журналов того времени. Варда словно снимает дизайнерское кино, наряжая своих героев под цвет осенних листьев или стен в кафе и подкладывая под видеоряд музыку Моцарта. Ощущение фотосессии подкрепляется демонстративным отсутствием психологизма. Все с той же наивной улыбкой плотник Франсуа объясняет своей жене, что их совместная жизнь — это счастье, а если прибавить вспыхнувшую в нем любовь к работнице почты, это будет счастье вдвойне. Благодаря глянцевому видеоряду радикализм художественного высказывания Варда проступает особенно отчетливо.




5. «Любить». Режиссеры Михаил Калик, Инесса Туманян

Инесса Туманян расспрашивает прохожих на улице Москвы и священника Александра Меня о том, что такое любовь. Михаил Калик параллельно в нескольких новеллах показывает, что ее вроде как и нет. Это очень странный фильм, снятый в 68-м году, всего через несколько лет после «Я шагаю по Москве». Только у Калика Москва превращается в клетку, в которой двое влюбленных не могут уединиться. В ней нет покоя — в подъезде за отсутствием посторонних следят бдительные москвичи, покой улиц оберегает внимательная милиция, а брошенные водительницы трамваев плачут о своей тяжелой доле на пути в депо. Режиссер снимает на грани фола: в свои новеллы подверстывает высокопарные цитаты из «Песни песней», а наивность и неумеренный романтизм оборачиваются чуть ли не издевкой. После этого фильма Калику пришлось уехать из страны.




6. «Страсть». Режиссер Жан-Люк Годар

Годар, несмотря на свой неоспоримый статус первого из классиков, все равно производит впечатление недосмотренного, немного упущенного режиссера. Подтверждается это и тем, что ни один из тех фильмов, которые он снял за последние годы, до России не дошел ни в прокате, ни на DVD. Поздний Годар начинается как раз где-то в начале 80-х, после периода увлечения видео и попыток снимать революционное кино в рамках маоистской «Группы Дзиги Вертова». Герой «Страсти» польский режиссер Ежи удивляется недоумению окружающих, почему-то уверенных, что для съемок фильма нужна история. Годар, всегда посмеивавшийся над длинными сценариями, наглядно показывает в очередной раз, что нет, история совсем не нужна. Для его фильма достаточно картин Веласкеса, Делакруа и Рембрандта, которые он воспроизводит в кадре, и неиссякаемого анархистского запала. Кино о кино — жанр, ставший привычным и даже хрестоматийным, но навязшие в зубах в таких случаях сравнения с Феллини вряд ли уместны, поскольку Годар никогда ни на кого не похож.




7. «Нос». Режиссеры Александр Алексеев, Клэр Паркер

Александр Алексеев изобрел новаторскую технику создания анимационных фильмов — игольчатый экран. Это плоскость, через которую проходят сотни и тысяч игл. Приближая и удаляя иглы и перемещая источник света, можно создавать разные невообразимые картины, чем Алексеев и занимался вместе со своей женой Клэр Паркер. «Нос» по мотивам Гоголя — одна из его последних и самых виртуозных его работ.


17.03.2009






В контате моя страница ВК


КИНОТЕАТР "ВЕРТОВ"



АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО



ФИНАЛИСТЫ ПРЕМИИ "ЛАВР"


Поморы


УЧАСТНИКИ АРТДОКФЕСТ


Танцор


ВРУЧЕНИЕ ПРЕМИИ 2013



СТУДИЯ ВЕРТОВ РЕАЛЬНОЕ КИНО


Анатомия Тату





ПОРТАЛ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО VERTOV.RU

Портал «Вертов» появился в сети Интернет в 1996 году и был первым ресурсом, посвященным документальному кино в российском Интернете. Много воды утекло с тех пор. За прошедшие годы появлялись и исчезали десятки сайтов и даже соцсетей, ориентированных как на профессиональное сообщество документалистов, так и на зрительскую аудиторию, любителей документалистики. Создатели «Вертова», не вступая в конкуренцию, наблюдали и по мере сил помогали подобным начинаниям. Но сегодня возникла ситуация определенного переизбытка информации. В новостных лентах и рассылках наряду с зернами, естественным образом появилось множество плевел. Эта шелуха зачастую просто не позволяет разглядеть главное. В этой ситуации мы переформатировали портал «Вертов» в своеобразный дайджест наиболее значимых (на наш взгляд) новостей, посвященных документальному кино, которые будут представлены в виде ссылок на источники информации. Иными словами, все самое важное из мира документального кино – на одной странице, которая даст пользователю возможность самостоятельного путешествия по запутанной сети, имея на руках качественную навигацию. Также, в последнее время в открытом доступе появилось немалое количество документальных фильмов. Мы возьмем на себя труд вычленять наиболее любопытные картины, создав своеобразный онлайн-кинотеатр, в котором постоянно будут показываться новые фильмы, извлеченные из всемирной сети легального видео. Помимо этого на портале «Вертов» будет представлено актуальное видео, посвященное документальному кино, а также – системой случайной выборки – фрагменты фильмов участников фестиваля «Артдокфест», финалистов премии «Лавровая ветвь», церемоний вручения премии и закрытия «Артдокфеста», фильмов производства студии «Вертов».




ПОДПИСКА ЧЕРЕЗ RSS



rss-поток




ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Главная | Контакты | Вакансии | Нашли ошибку?