«Культура - это роскошь, несмотря на то, что она необходима»
Сергей Лозница - один из многих наших соотечественников, талант которых признан во всем мире больше, чем на родине. Режиссер, которого в каталогах статусных Международных фестивалей не стесняются называть «классиком документального кино».
Из десяти его документальных фильмов ни один не остался без наград международных кинофестивалей. В его «арсенале» около 40 наград, включая «Нику», награды Берлинского кинофестиваля и награды престижных фестивалей документального кино, проходящих в Оберхаузе, Лейпциге и Роттердаме. В 2009 году стартует первый полнометражный проект Сергея Лозницы - художественный фильм «Счастье мое». Мы решили узнать у известного режиссера, что такое современное документальное кино и где его искать.
Средство без пропаганды Лозница родом из Беларуси, учился в Киевском политехническом институте, занимался проблемами искусственного интеллекта, был переводчиком с японского. В 1996 году окончил ВГИК, был приглашен на студию документальных фильмов в Санкт-Петербурге. Сегодня режиссер живет в Германии, работает в России и Украине. - Как инженер-математик превратился в режиссера? - Случайно. Наверное, я чувствовал, что мне нужно заниматься чем-то другим. Не было ощущения, что я делаю то, что мне необходимо. Все произошло от чувства нереализованности, от желания познать что-то другое, из любопытства, наконец. - Были времена, когда документальное кино приравнивалось к пропаганде. Какова сегодня его функция? - Цель пропаганды - это внедрение определенного взгляда и создание определенного образа. В таком случае документальное кино служит средством. Но если говорить о сегодняшней цели кино, то она может быть одна - познание мира, себя и всего, что нас окружает. - Привлекаете экспертов к созданию фильмов? - Нет. Я же не следователь. И не историк, который должен быть корректен. Я даю свою интерпретацию. Хотя… историк тоже дает свою интерпретацию… но все-таки к нему другие требования. - Где берете материалы для исторических фильмов? - Фильмы «Блокада» и «Представление» я делал из архивных материалов студии документальных фильмов в Петербурге. - Какой фильм дался сложнее других? - Фильм «Пейзаж», который мы снимали в небольшом поселке. Мы снимали людей, которые ждали на остановке автобус. Съемки длились в течение двух месяцев, была зима. Снимали мы на большую камеру, на ней стояла еще одна камера. Штатив, на котором размещалась вся эта сложная тяжелая конструкция, был старого образца - ручной, штурвальный. Но именно он дает очень плавное горизонтальное движение. Камера стояла на расстоянии полутора-двух метров от людей. Мы были для них небольшими раздражителями. Было непросто получать материал, который бы не выдавал наше присутствие. А быть незамеченными было невозможно. Но через какое-то время к нам привыкли, нас приняли как предметы наряду со столбом или деревом. - «Счастье мое» - ваш первый полнометражный фильм? - Да. Сценарий я написал лет пять назад. Это долгая история. Мы долго собирали бюджет и готовили этот проект. Это результат совместных усилий многих людей. - О чем фильм? - Это немецко-голландско-украинская ко-продукция. Роуд-муви - дорожная история. Фильм о положении вещей здесь и сейчас, о мире, в котором мы живем, о его опасных гранях. В фильме огромное количество персонажей, с которыми сталкивается главный герой, есть его путь, его судьба и судьба этих персонажей. И постепенно через истории этих людей раскрывается пространство, в котором мы живем. Арт-документальное кино В Украине фильмы Лозницы можно увидеть только в рамках «Гоголь феста», на котором Сергей в свое время презентовал фильм «Представление» и проводил мастер-класс. - Есть ли у вас идеи сделать фильм об Украине, про Украину? - Есть идеи, эмоции, ситуации, есть личности, которые мне интересны. - Существует ли украинское документальное кино как явление? - Как явление, пока что нет. Есть режиссеры, но их не так много. Могу отметить Сергея Буковского. - Говорят, сейчас в России новая волна популярности документального кино? - Уровень популярности очень сложно определить. Ведь в кинотеатрах его не показывают. Можно лишь говорить о рейтингах тех фильмов, которые идут по телевидению. Но те документальные фильмы, которые показывают по телевидению, имеет свой стиль подачи материала. Большая их часть - это тексты и изображения о том, что когда-либо происходило. Такой стиль лишает меня моей интерпретации событий, и он мне не интересен. Он мне кажется архаичным, он навязывает мнение автора. У таких фильмов могут быть самые разнообразные цели. Может, они используется на телевидении для того, чтобы переписать или переинтерпретировать историю.
Кстати, на европейских культурных телеканалах существуют слоты для документальных фильмов, которые они называют арт-документальным кино. Там зрителю не объясняют, как и что необходимо понимать.
«Важно, чтобы слово было сказано» Режиссер принципиально не использует закадровых комментариев, предоставляя зрителю по-своему увидеть происходящее на экране. - Каждый свой фильм вы переживаете сами, это ваши идеи и ваша интерпретация. Можете ли вы сказать, что ваше мировоззрение влияет на мировоззрение вашей аудитории? - Каждый человек воспринимает картину по-своему. Как таковая на пленке она не существует. Она существует только в восприятии человека. А за восприятие я не отвечаю - оно зависит от образования, культурных традиций, прочитанных книг. Конечно, мой комментарий там неизбежно присутствует… - Вы не ставите реформаторской цели? - Нет. Это капля в бурно развивающемся потоке. И я не могу управлять этим потоком. И никто из нас не может, потому что каждый из нас - маленькая капля. - Какова дальнейшая судьба созданного документального фильма? Где зритель может его найти? - В основном, их смотрят в Интернете. Ведь если нет иного способа, это можно продвигать только через интернет. У нас нет документальной кинокультуры. На самом деле культура - это роскошь, даже не смотря на то, что она необходима. Мой фильм «Блокада» вышел на DVD, фильм «Представление» продается на DVD в США. Его купило огромное количество университетов США. Эту картину смотрят советологи. Некоторые из моих фильмов показывали по телевидению в разных странах мира: в Польше, Чехии, Германии, Франции. В Украине тоже что-то показывали.
Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется. Важно, чтобы это слово было сказано.
АиФ > 15 (660) от 08.04.2009 > Кино
10.04.2009
|