«Я хочу видеть» с Катрин Денев. Грань между документалистикой и игровым кино




 

Роуд-муви, в котором знаменитая актриса путешествует по разрушенному войнами Ливану, практически уничтожает грань между документалистикой и игровым кино
© A-One Films
Катрин Денев стоит перед большим окном, из которого виден весь Бейрут, и произносит: «Я хочу видеть». Вспоминая классический фильм Алена Рене «Хиросима, моя любовь», ее спутник Раби Мруэ должен был бы ответить: «Ты ничего не увидишь», но первое время ливанец все больше отмалчивается. Они оба играют самих себя: Денев — известную актрису, символизирующую французское кино, Мруэ — жителя Бейрута, ни разу не решившегося вернуться в родную деревню, разрушенную во время последней войны.

Джоана Хаджитомас и Халил Йорейге (Joana Hadjithomas, Khalil Joreige) — франко-ливанские режиссеры, творчеству которых (наряду с Сергеем Дворцевым) посвящен грядущий фестиваль документального кино в Ньоне Visions du reel, самый авторитетный в своей области. «Я хочу видеть» их третья полнометражная работа; она представлена в официальной каннской программе в секции «Особый взгляд». Во Франции этот фильм стартовал одновременно с их выставкой в Парижском музее современного искусства и попал на обложку декабрьского номера Cahiers du cinema. В Москве его можно поймать только одним вечерним сеансом в кинотеатре «Горизонт».

© A-One Films
В своем фильме Хаджитомас и Йорейге практически уничтожают грань между документалистикой и игровым кино. По их словам, примерный сценарий был ими написан, но актеры всё больше импровизировали, чему поверить не так просто — уж слишком цельный получился фильм. Тем не менее сценарий понадобился для официальных лиц — оператору то и дело запрещают запечатлевать разрушенные дома, а на границе с Израилем режиссерам приходится уговаривать солдат разрешить им снимать на нейтральной территории. Те, впрочем, соглашаются — за фотографию с Катрин Денев. Получается, что сама попытка увидеть, которой в первую очередь и являются съемки фильма, находится под запретом, требует определенных усилий и преодоления.

Денев действительно впервые встречается со своим спутником уже на съемках, в кадре. Очевидно, что она первоначально выступает в роли туриста, для которой Раби что-то вроде гида. Они ведут общие, безличные разговоры, которые можно вести в любом другом городе при схожих обстоятельствах. О стиле вождения местных водителей и неидеальном владении Раби французским языком. А что можно сказать за один день незнакомому человеку о родной стране, истерзанной войнами, среди которых гражданская — протяженностью в 15 лет. Да и увидеть ничего особенного нельзя — все остатки жилых домов похожи друг на друга, и только местные знают, во время какой из войн пострадало то или иное здание.

© A-One Films
Фильм превращается в медленное документальное роуд-муви. Мы видим страну из окна машины глазами Катрин Денев. Идиллический загородный пейзаж медленно расплывается: ее сморил умиротворенный сон. Впрочем, забыть о войне в Ливане не получается: в любой момент о ней напомнит военный самолет, пролетающий над головой. Стоит заговорить о любимом монологе из «Дневной красавицы», как рискуешь съехать с главной дороги на непроверенную территорию. Словно в фантастическом романе, неизвестная тропа обманчива. Вероятнее всего, она покрыта минами и остатками кассетных бомб, тысячи которых усеяли территорию страны.

Этот монолог из «Дневной красавицы» Раби пытается перевести на арабский язык. Неожиданную рифму эта сцена получает в финале, когда Раби, до того лишь кое-как говоривший на своем ломаном французском, вдруг разражается страстным монологом на родном языке. Это тонкая и важная сцена — все свои прочувствованные слова он скорее произносит про себя. Для его спутницы остается лишь его вопрос, не требующий ответа: «А вы сюда еще вернетесь?» В этот момент за окном они наблюдают своего рода индустриальную аудиовизуальную инсталляцию: грузовики свозят к морю остатки разрушенных зданий, которые дробятся и выбрасываются в воду. Прекрасный пляж засыпан строительной пылью, а море зловеще красного, мертвого цвета. Наверное, именно это ты и хотела увидеть.

10.04.2009 · рецензия
14.04.2009






В контате моя страница ВК


КИНОТЕАТР "ВЕРТОВ"



АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО



ФИНАЛИСТЫ ПРЕМИИ "ЛАВР"


Кушкаш-Оол. Мальчик – птица


УЧАСТНИКИ АРТДОКФЕСТ


А была любовь


ВРУЧЕНИЕ ПРЕМИИ 2013



СТУДИЯ ВЕРТОВ РЕАЛЬНОЕ КИНО


ТАТУ в Поднебесной





ПОРТАЛ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО VERTOV.RU

Портал «Вертов» появился в сети Интернет в 1996 году и был первым ресурсом, посвященным документальному кино в российском Интернете. Много воды утекло с тех пор. За прошедшие годы появлялись и исчезали десятки сайтов и даже соцсетей, ориентированных как на профессиональное сообщество документалистов, так и на зрительскую аудиторию, любителей документалистики. Создатели «Вертова», не вступая в конкуренцию, наблюдали и по мере сил помогали подобным начинаниям. Но сегодня возникла ситуация определенного переизбытка информации. В новостных лентах и рассылках наряду с зернами, естественным образом появилось множество плевел. Эта шелуха зачастую просто не позволяет разглядеть главное. В этой ситуации мы переформатировали портал «Вертов» в своеобразный дайджест наиболее значимых (на наш взгляд) новостей, посвященных документальному кино, которые будут представлены в виде ссылок на источники информации. Иными словами, все самое важное из мира документального кино – на одной странице, которая даст пользователю возможность самостоятельного путешествия по запутанной сети, имея на руках качественную навигацию. Также, в последнее время в открытом доступе появилось немалое количество документальных фильмов. Мы возьмем на себя труд вычленять наиболее любопытные картины, создав своеобразный онлайн-кинотеатр, в котором постоянно будут показываться новые фильмы, извлеченные из всемирной сети легального видео. Помимо этого на портале «Вертов» будет представлено актуальное видео, посвященное документальному кино, а также – системой случайной выборки – фрагменты фильмов участников фестиваля «Артдокфест», финалистов премии «Лавровая ветвь», церемоний вручения премии и закрытия «Артдокфеста», фильмов производства студии «Вертов».




ПОДПИСКА ЧЕРЕЗ RSS



rss-поток




ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Главная | Контакты | Вакансии | Нашли ошибку?