«Я хочу видеть» с Катрин Денев. Грань между документалистикой и игровым кино




 

Роуд-муви, в котором знаменитая актриса путешествует по разрушенному войнами Ливану, практически уничтожает грань между документалистикой и игровым кино
© A-One Films
Катрин Денев стоит перед большим окном, из которого виден весь Бейрут, и произносит: «Я хочу видеть». Вспоминая классический фильм Алена Рене «Хиросима, моя любовь», ее спутник Раби Мруэ должен был бы ответить: «Ты ничего не увидишь», но первое время ливанец все больше отмалчивается. Они оба играют самих себя: Денев — известную актрису, символизирующую французское кино, Мруэ — жителя Бейрута, ни разу не решившегося вернуться в родную деревню, разрушенную во время последней войны.

Джоана Хаджитомас и Халил Йорейге (Joana Hadjithomas, Khalil Joreige) — франко-ливанские режиссеры, творчеству которых (наряду с Сергеем Дворцевым) посвящен грядущий фестиваль документального кино в Ньоне Visions du reel, самый авторитетный в своей области. «Я хочу видеть» их третья полнометражная работа; она представлена в официальной каннской программе в секции «Особый взгляд». Во Франции этот фильм стартовал одновременно с их выставкой в Парижском музее современного искусства и попал на обложку декабрьского номера Cahiers du cinema. В Москве его можно поймать только одним вечерним сеансом в кинотеатре «Горизонт».

© A-One Films
В своем фильме Хаджитомас и Йорейге практически уничтожают грань между документалистикой и игровым кино. По их словам, примерный сценарий был ими написан, но актеры всё больше импровизировали, чему поверить не так просто — уж слишком цельный получился фильм. Тем не менее сценарий понадобился для официальных лиц — оператору то и дело запрещают запечатлевать разрушенные дома, а на границе с Израилем режиссерам приходится уговаривать солдат разрешить им снимать на нейтральной территории. Те, впрочем, соглашаются — за фотографию с Катрин Денев. Получается, что сама попытка увидеть, которой в первую очередь и являются съемки фильма, находится под запретом, требует определенных усилий и преодоления.

Денев действительно впервые встречается со своим спутником уже на съемках, в кадре. Очевидно, что она первоначально выступает в роли туриста, для которой Раби что-то вроде гида. Они ведут общие, безличные разговоры, которые можно вести в любом другом городе при схожих обстоятельствах. О стиле вождения местных водителей и неидеальном владении Раби французским языком. А что можно сказать за один день незнакомому человеку о родной стране, истерзанной войнами, среди которых гражданская — протяженностью в 15 лет. Да и увидеть ничего особенного нельзя — все остатки жилых домов похожи друг на друга, и только местные знают, во время какой из войн пострадало то или иное здание.

© A-One Films
Фильм превращается в медленное документальное роуд-муви. Мы видим страну из окна машины глазами Катрин Денев. Идиллический загородный пейзаж медленно расплывается: ее сморил умиротворенный сон. Впрочем, забыть о войне в Ливане не получается: в любой момент о ней напомнит военный самолет, пролетающий над головой. Стоит заговорить о любимом монологе из «Дневной красавицы», как рискуешь съехать с главной дороги на непроверенную территорию. Словно в фантастическом романе, неизвестная тропа обманчива. Вероятнее всего, она покрыта минами и остатками кассетных бомб, тысячи которых усеяли территорию страны.

Этот монолог из «Дневной красавицы» Раби пытается перевести на арабский язык. Неожиданную рифму эта сцена получает в финале, когда Раби, до того лишь кое-как говоривший на своем ломаном французском, вдруг разражается страстным монологом на родном языке. Это тонкая и важная сцена — все свои прочувствованные слова он скорее произносит про себя. Для его спутницы остается лишь его вопрос, не требующий ответа: «А вы сюда еще вернетесь?» В этот момент за окном они наблюдают своего рода индустриальную аудиовизуальную инсталляцию: грузовики свозят к морю остатки разрушенных зданий, которые дробятся и выбрасываются в воду. Прекрасный пляж засыпан строительной пылью, а море зловеще красного, мертвого цвета. Наверное, именно это ты и хотела увидеть.

10.04.2009 · рецензия
14.04.2009






В контате моя страница ВК


КИНОТЕАТР "ВЕРТОВ"



АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО



ФИНАЛИСТЫ ПРЕМИИ "ЛАВР"


Нет проблем


УЧАСТНИКИ АРТДОКФЕСТ


Дорогая Фукусима


ВРУЧЕНИЕ ПРЕМИИ 2013



СТУДИЯ ВЕРТОВ РЕАЛЬНОЕ КИНО


Тело Ленина





ПОРТАЛ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО VERTOV.RU

Портал «Вертов» появился в сети Интернет в 1996 году и был первым ресурсом, посвященным документальному кино в российском Интернете. Много воды утекло с тех пор. За прошедшие годы появлялись и исчезали десятки сайтов и даже соцсетей, ориентированных как на профессиональное сообщество документалистов, так и на зрительскую аудиторию, любителей документалистики. Создатели «Вертова», не вступая в конкуренцию, наблюдали и по мере сил помогали подобным начинаниям. Но сегодня возникла ситуация определенного переизбытка информации. В новостных лентах и рассылках наряду с зернами, естественным образом появилось множество плевел. Эта шелуха зачастую просто не позволяет разглядеть главное. В этой ситуации мы переформатировали портал «Вертов» в своеобразный дайджест наиболее значимых (на наш взгляд) новостей, посвященных документальному кино, которые будут представлены в виде ссылок на источники информации. Иными словами, все самое важное из мира документального кино – на одной странице, которая даст пользователю возможность самостоятельного путешествия по запутанной сети, имея на руках качественную навигацию. Также, в последнее время в открытом доступе появилось немалое количество документальных фильмов. Мы возьмем на себя труд вычленять наиболее любопытные картины, создав своеобразный онлайн-кинотеатр, в котором постоянно будут показываться новые фильмы, извлеченные из всемирной сети легального видео. Помимо этого на портале «Вертов» будет представлено актуальное видео, посвященное документальному кино, а также – системой случайной выборки – фрагменты фильмов участников фестиваля «Артдокфест», финалистов премии «Лавровая ветвь», церемоний вручения премии и закрытия «Артдокфеста», фильмов производства студии «Вертов».




ПОДПИСКА ЧЕРЕЗ RSS



rss-поток




ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Главная | Контакты | Вакансии | Нашли ошибку?