Страшные прогнозы Сэма Клебанова о перспективах Российского кинобизнеса.




Кинобизнес — жестокая штука. На то, чтобы сделать фильм можно потратить несколько лет. На то, чтобы он сработал, или провалился есть только первый уикенд. Все остальное — его последствия. Первый уиекнд "Горячих новостей" закончился. Его результаты радужными не назовешь — что-то в районе 11 млн рублей. Мы расчитывали на цифру как минимум в 3 раза большую. То, что этого не произойдет стало ясно еще несколько дней назад. В первый день проката зритель, кажется, просто не заметил появления нашего фильма в кинотеатрах. Потом начал потихоньку подтягиваться. Но очень потихоньку — весь уикенд я получал письма и сообщения в блог от знакомых и незнакомых мне людей о том, как в зале кроме них было 4, 6, или 10 человек (при этом очень трогательно звучали упреки, что рекламы у нас мало — особенно по сравнению с "Тарасом Бульбой"). Наш со-продюсер Александр Сизов ходил в кино практически каждый день с родственниками и друзьями. Радовало лишь то, что количество зрителей, замеченных им в зале каждый раз чуть-чуть росло: 9 — 15 — 20 человек. В воскресенье я зашел в один из самых центральных кинотеатров Москвы. В 9 часов вечера 10-зальный мультиплекс был практически пуст. В огромном зале, где шли "Горячие новости" сидело 32 человека... В рамках прошедшего уикеденда это был чуть ли не рекорд.

Теперь самое время подумать о том, почему после такого насыщенного позитивом промо-тура по 20 городам, громких премьер в Нью-Йорке на фестивале Трайбека и в Москве, множества публикаций, десятков восторженных отзывов в Сети от первых зрителей и относительно широкой рекламной кампании мы оказались в положении машины, которая в финале гонок просто не завелась на старте и теперь нам приходится заводить ее "с толкача".

Одну причину знают все — майская жара. Выпуск фильма в мае — это всегда лотерея, но переносить релиз на осень мы по разным причинам не могли. В итоге рискнули и получили шикарную погоду на праздники и как следствие — пустые кинотеатры. Но жара это не только наша проблема — "Звездный путь" вон тоже собрал меньше, чем ожидалось, но для нас это слабое утешение...

Но кроме жары винить в которой вроде бы некого, есть еще гораздо более серьезные, системные проблемы.

Во-первых, мы конечно недооценили выработавшегося за последние годы стойкого и абсолютно оправданного недоверия зрителей к российскому кино вообще и к российским боевикам в особенности. Не буду перечислять фильмы, которые способствовали этой зрительской аллергии — их и так все знают. Многие из них были широко отрекламированы, собрали приличную кассу, но оставили за собой долгий дурнопахнущий шлейф в зрительском сознании. Т.е. массированным телеобстрелом мозгов можно конечно и сейчас отправить в население в массовом порядке на очередной "главный блокбастер непобедимой страны", но побочным продуктом такого "принудительного показа" является еще большее усиление аллергии и отвращения по отношению к отечественному кинопрому. В одном из кинотеатров я наблюдал как возле кассы парень с девушкой пытались выбрать фильм, на который они пойдут. "Может на этот?" — спросил молодой человек, показывая девушке наш флаер. "Это же отечественный..." — недоверчиво протянула его подруга. "Но это же не обязательно значит, что плохой" — робко возразил молодой человек, но флаер на всякий случай положил на место. Пошли они в итоге на "Рок-волну".

Во-вторых, нехватка рекламы и пиара. На всех уровнях — от ТВ до наружки и рекламы в кинотеатрах. При том, что общий бюджет на продвижение, включая все бартерные и кросс-промо сделки составил более миллиона долларов. Еще недавно это казалось астрономической суммой. Сейчас оказывается, что это крайне скромная цифра. Российские блокбастеры последнего времени приучили людей ходить в массовом порядке только на те фильмы, которые закармливают зрителя рекламной так, что она у него разве что из ушей не лезет. Понятно, что позволить себе такую роскошь не может никто, кроме главных телеканалов, ну и нескольких отчаянных продюсеров, тратящих на рекламу чуть ли не больше, чем на производство, и в итоге в лушем случае "уходящих почти в ноль". Т.е. мы получаем ситуацию, когда собрать много денег в прокате могут лишь фильмы с практически неокупаемым рекламным бюджетом. Голливуд тем временем воспринимает российский рынок все более серьезно и денег на него тоже не жалеет (хотя до какого-нибудь "Бульбы" ни один голливудский бюджет в Росси не дотянет). На выходных я заглянул в один из мультиплексов посмотреть как стоят наши стенди. И поразился тому, насколько сиротливо выглядят задвинутые в дальние углы наши дизайнерские конструкции по сравнению с рекламирующими голливудские блокбастеры сложносочиненными картонными сооружениям размером с небольшой дачный домик. Как может соперничать независимый российский продюсер с финансовыми ресурсами какого-нибудь Парамаунта, иди, например, Сони Пикчерс совершенно непонятно. Особенно сейчас. Помочь могла бы информационная поддержка телеканалов, но про это можно забыть. Российские телеканалы заняты тем, что продавливают в эфире исключительно собственные проекты. Уже одно это убивает саму идею свободной конкуренции на корню. В области освещения кинопроцесса телевидение давно уже перестало быть средством массовой инофрмации. Теперь это — самое мощное оружие конкурентной борьбы медийных кланов. Даже государственные (т.е. как бы представляющие интересы всего общества) каналы давно уже перестали освещать российское кино "за просто так". Пиар-поддержку получают только те фильмы, где у самих каналов есть коммерческий или идеологический интерес. Проработав 7 лет на телевидении я хорошо знаю эту кухню изнутри. Мы все видим какой фильм продавливается каким каналом. У каждого — свои мощные промо-плащадки с ток-шоу, ледовыми периодами, новостными эфирами и прочими танцами со звездами. Картины же независимых продюсеров лучшем случае попадают на глухую обочину телеэфира. Бывают, конечно, исключения, но они как правило связаны с какими-то личными прихотями, или дружескими связями телевизионных царей. Самое смешное, что приезд любой голливудской звезды получает достаточно широкое освещение — вспомните визиты Тома Круза или Микки Рурка. Фильмы же с участием звезд российского кино телеканалы игногируют, если не видят в них собственной выгоды.

При этом к результатам первых дней проката достоинства и недостатки самого фильма имеют очень отдаленное отношение. О том насколько картина понравилась зрителям судят по тому, насколько падают сборы от первого ко второму уикенду. Сборы же первых прокатных дней отражают лишь попадание фильма в зрительские ожидания и эффективность промо-кампании. Но как-бы то ни было, "Горячие новости" уже посмотрело несколько десятков тысяч человек и, судя по отзывам в сети, фильм зрителям нравится — достаточно почитать читательские рецензии на Афише.ру, или на сайте Кинопоиск.ру. А можно просто "погуглить" зрительские отзывы в ЖЖ и прочих блогах и обнаружить, что количество позитивных отзывов превышает негативные в разы. Но для того, чтобы возник эффект "сарафанного радио" людей, посмотревших фильм на старте должно быть на порядок больше.

А еще "Горячие новости" в очередной раз подтвердили то, что в России нет такого понятия как кинозвезды. Есть очень известные артисты, но вытянуть зрительский интерес к фильму никто из них сам по себе не может. В любой стране мира участие в картине актеров такого уровня популярности как Андрей Мерзликин, Евгений Цыганов и Сергей Гармаш автоматически привело бы зрителей в кинозалы. У нас же оказывается, что люди намного охотнее фотографируются с известными актерами, берут у них автографы, читают сплетни об их личной жизни, чем смотрят фильмы с их участием.

Но не все так печально — "Горячие новости" отлично стартовали в Казахстане. Во-первых, потому, что российское кино вызывает там все-таки не стольк сильное отторжение, как здесь, а во-вторых, благодаря мощному пиар-эффект от нашего с Андреем Мерзликиным промо-визита в Казахстан. В отличии от России, там о нашем фильме рассказали в новостях все ведущие телеканалы — т.е. обошлись с нами так, как в России обходятся лишь со звездами Голливуда. И результат налицо — как нам сообщили из ведущей кинотеатральной сети страны, каждый день "Горячие новости" набирали обороты и к концу уикенда вышли на первое место по сборам за день, обогнав даже "Звездный путь". В России тоже были города — прежде всего из числа тех, где мы побывали с промо-туром, или сделали хорошую рекламу на местном ТВ, где фильм пошел в разы более успешно, чем в среднем по стране. Но общая картина безрадостна и усугубляется она тем, что кинопрокат в России — это бег на короткую дистанцию. Для большинства фильмов — две недели и прощай, кинотеатры. Поэтому отработанные в Америке методы медленной, но верной раскрутки независимых фильмов у нас не работают.

Из всего этого можно сделать пугающий вывод — если так пойдет дальше, независимое кино в России исчезнет как класс, а в кинематографе как и в других отраслях окончательно воцарится нео-советская модель государственно-монополистического капитализма. В широком прокате останутся только голливудские блокбастеры, а из отечественного кино — идеологически выдержанные мегапроекты государственных телеканалов. Ну и впридачу к ним несколько кино-франшиз телевизионных комиков и продукция тех 2-3 студий, которые получат доступ к неограниченному госфинансированию. Все остальные окажутся в резервации артхауса и ограниченного проката — т.е. попадут в полную зависимость от господдержки, т.к. снимать артхакс на частные деньги можно только при наличии не требующих возврата инвестиций меценатов, превратившихся по причине кризиса в исчезающее явление.

Что можно этому противопоставить? Надеяться на то, что основные телеканалы начнут вдруг беспристрастно и объективно освещать новое российское кино всерьез не приходится. Единственное, на что можно расчитывать — это на активного зрителя, который захочет прочистить себе мозги. Сегодня у телевидения нет "монополии на правду" (о чем, собственно говоря, и повествуют "Горячие новости"). В век интернета найти информацию о любом фильме — дело 2-3 "кликов". Сейчас каждый может выбрать "свое" кино, а не идти дружною толпою туда, куда завлекают нас рекламные миллионы и брошенные в бой административные ресурсы. Надо только не лениться потратить на это чуть-чуть своего времени — чтобы не убивать потом понапрасну два часа в кинозале.

Я же как продюсер могу лишь еще раз позвать всех на "Горячие новости". Я этот фильм сделал и я им горжусь. Это уникальный для наших краев сплав боевика, черной комедии и гротесковой сатиры, да еще и с отличными актерами в главных ролях. Посмотрите наш фильм в кинотеатрах, и по-моему, вы об этом не пожалеете. Но верить мне на слово совершенно необязательно — наберите в любом поисковике "горячие новости фильм", почитайте, все позитивное и негативное, что он вам выдаст и примите решение сами. А еще вы можете сходить на сайт фильма http://www.newsmakers-film.ru, и на мой блог http://community.livejournal.com/newsmakers/ где собрано множество рецензий кинокритиков и отзывов зрителей со всей страны. Далее — выбор за вами. А если не хотите принимать решения самостоятельно, то его за вас примут те, кто заплатит за это деньги.


14.05.2009






В контате моя страница ВК


КИНОТЕАТР "ВЕРТОВ"



АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО



ФИНАЛИСТЫ ПРЕМИИ "ЛАВР"


ГРАФФИТИ


УЧАСТНИКИ АРТДОКФЕСТ


31 РЕЙС


ВРУЧЕНИЕ ПРЕМИИ 2013



СТУДИЯ ВЕРТОВ РЕАЛЬНОЕ КИНО


ОТКРЫТЫЙ КРЕМЛЬ





ПОРТАЛ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО VERTOV.RU

Портал «Вертов» появился в сети Интернет в 1996 году и был первым ресурсом, посвященным документальному кино в российском Интернете. Много воды утекло с тех пор. За прошедшие годы появлялись и исчезали десятки сайтов и даже соцсетей, ориентированных как на профессиональное сообщество документалистов, так и на зрительскую аудиторию, любителей документалистики. Создатели «Вертова», не вступая в конкуренцию, наблюдали и по мере сил помогали подобным начинаниям. Но сегодня возникла ситуация определенного переизбытка информации. В новостных лентах и рассылках наряду с зернами, естественным образом появилось множество плевел. Эта шелуха зачастую просто не позволяет разглядеть главное. В этой ситуации мы переформатировали портал «Вертов» в своеобразный дайджест наиболее значимых (на наш взгляд) новостей, посвященных документальному кино, которые будут представлены в виде ссылок на источники информации. Иными словами, все самое важное из мира документального кино – на одной странице, которая даст пользователю возможность самостоятельного путешествия по запутанной сети, имея на руках качественную навигацию. Также, в последнее время в открытом доступе появилось немалое количество документальных фильмов. Мы возьмем на себя труд вычленять наиболее любопытные картины, создав своеобразный онлайн-кинотеатр, в котором постоянно будут показываться новые фильмы, извлеченные из всемирной сети легального видео. Помимо этого на портале «Вертов» будет представлено актуальное видео, посвященное документальному кино, а также – системой случайной выборки – фрагменты фильмов участников фестиваля «Артдокфест», финалистов премии «Лавровая ветвь», церемоний вручения премии и закрытия «Артдокфеста», фильмов производства студии «Вертов».




ПОДПИСКА ЧЕРЕЗ RSS



rss-поток




ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Главная | Контакты | Вакансии | Нашли ошибку?