Премьера нового фильма Виталия Манского «Николина гора: послесловие» состоялась на фестивале «Кинотавр»





Премьера нового фильма Виталия Манского «Николина гора: послесловие» состоялась на фестивале «Кинотавр». Лента попала в программу «Летняя эйфория».

Картину посмотрела Арина Богдан.

Николина гора – место, которое ассоциируется с крупнейшими именами советской науки и искусства. Место, где земля со временем стала элитной и теперь стоит огромные деньги. Вот только в отношениях между людьми дух элитности потерян.

Фильм Виталия Манского построен как пьеса Чехова с главами, прослеживающими эволюцию Николиной горы от первых обитателей до наших дней. Главные герои этой документальной пьесы – внуки и правнуки – наследники светил отечественной науки, художников, актёров, музыкантов. Кроме них в кадре – новички, люди с большими кошельками, которых мало интересуют местные традиции, люди, готовые вырубить весь лес, поставить высоченные заборы и возвести здания без окон и дверей на два этажа под землю и три над землёй. Действительно, есть во всём этом что-то чеховское, когда новые времена диктуют новые правила, когда не остаётся ничего, кроме воспоминаний, а нормальные отношения заменяются делёжкой наследства.

Виталий Манский со своим фильмом чудом успел застать уходящее второе поколение Николиной горы, владеющее иностранными языками и прекрасно музицирующее. Запечатлев стариков, режиссёр провёл параллели с подрастающим четвёртым поколением, представители которого двух слов по-английски уже связать не могут.

...Николина гора, подобно Римской империи терпит крах и возрождению не подлежит.

Виталий Манский: Рублевка – марсианская рапсодия.
Известный режиссер, генеральный директор студии «Вертов» Виталий Манский, живущий в поселке «Пион», снял документальный фильм о Николиной Горе.
 
– Как возникло желание сделать документальный фильм о Николиной Горе? Почему вы остановили свой выбор на этом поселке?
 – Все складывается из случайностей и закономерностей. Я в прошлом году сделал две большие картины: съемки первой проходили в Индии и Китае, а вторая была очень сложная по жесткости материала. Хотелось, честно говоря, как-то отдохнуть после этих картин. А здесь рядом Николина Гора – почему бы не снять отдыхающих? Я же не думал, что здесь все так напряженно. Так и стал жить страстями Николиной Горы. Не знаю, плохо это или хорошо, но я не пошел на поводу привнесенных обстоятельств – тех, о которых узнал в процессе работы над фильмом, и делал картину о том ощущении, с которым пришел. Но, естественно, те сложности, с которыми сталкивается сейчас Николина Гора, косвенно будут отражены в фильме.
Какую экранную судьбу вы предрекаете новому фильму?
Мои авторские фильмы – неформатное документальное кино, то есть это не те картины, которые сейчас заполняют телевизионный эфир. Вот, например, «Девственность» – зрительская, активная лента, ее очень хорошо воспринимала любая аудитория.
– Вы думаете, фильм о Николиной сможет взволновать широкого зрителя?
– Уверен, что сможет. Частные, интимные никологорские истории, которые жители доверили нашей картине, не смогут оставить равнодушными нормального, способного сопереживать человека. Ведь нынешняя Рублевка – экономический абсурд! Это даже не зоопарк, а какие-то марсианские рапсодии. Даже Беверли-Хиллз, который я более-менее знаю, не живет таким абсурдом. Я на самом деле возмущен тем имиджем, который создан Рублевке, я сам здесь живу и смею уверить, что подавляющее число людей живут совсем не той жизнью, которая подается как «рублевская жизнь». Я даже не всем своим знакомым могу сообщить, где я живу, просто чтобы не выглядеть идиотом.  
Но  все-таки что вас привлекает?
Одно из очевидных преимуществ нашего дома – это свободный выход в поле и лес. Мы любим гулять с нашей собакой Габи. И даже до Москвы-реки можно дойти пешком. Вокруг очень хорошо развита инфраструктура, и по выходным ездим отдыхать в семейный клуб «Николина Гора» и «Величъ Кантри клаб», где потрясающее спа. Совмещение загородной жизни с городским комфортом – это прекрасно. Я уже не говорю о собственной русской бане, в которой проходят дебаты, достойные публикаций в самых серьезных изданиях. К сожалению, все эти аргументы пока не действуют на дочерей, которых за город и калачом не заманишь. Но если на Николиной Горе откроется филиал какой-нибудь «Солянки», думаю, они будут бывать здесь чаще.
– Фильм получился критичным?
– Наоборот: в нем все герои – положительные. В принципе драматургии как таковой, а особенно в документальном кино, лежит борьба добра со злом. В этом фильме тоже есть борьба добра со злом, но это борьба между никологорскими взглядами на будущее. Никологорцы только во взглядах на прошлое едины. А думая о будущем, они оказываются по разные стороны баррикад. Но все же хотят, чтобы было как лучше. Конфликт фильма заключается в том, что у всех представления о лучшем совершенно разные. Я хочу отсылать внимательных зрителей к «Вишневому саду». Там ведь тоже нет ни одного отрицательного героя. Кто сейчас прочитает пьесу или сходит в театр, убедится, что Лопахин – совершенно разумный человек, предлагающий попавшей в сложное положение Раневской отличный выход. Я только что прочитал на доске объявлений в РАНИСе сообщение о повышении земельного налога. По сути дела Николина Гора точно попадает в положение Раневской.
– Да, к сожалению, в связи с этим многие грозятся выйти из кооператива.
– Это подтверждает мои слова. Вот что любопытно: ведь выходя из членов кооператива, люди по сути отрекаются от своего прошлого. Ведь Николина Гора эстетически, экономически, политически и культурно – это не Рублевка. Трудно жить на Рублевке, не будучи «Рублевкой». Я не хочу быть прорицателем, тем более жестоким прорицателем, но, может быть, мой фильм будет последним свидетельством старой никологорской жизни.
– Во время работы над фильмом вы ориентировались на книгу "Наша Николина гора"?
Естественно, читал. Она вся сосредоточена на прекрасном, восхитительном, романтическом, сложном, противоречивом прошлом, и все.
– То есть в ней нет взглядов в будущее?
– И даже в сегодняшний день. Книга ведет от прошлого к сегодняшнему дню, а фильм – от сегодняшнего дня к завтрашнему. Дух прошлого уходит. Будучи романтическим прагматиком, я не вижу, как он сможет просуществовать сколь-нибудь еще.
– Чьи рассказы-воспоминания о жизни на Николиной Горе для фильма запомнились вам и понравились?
– Я не могу оценивать воспоминания. Могу лишь поделиться своими ощущениями. При строгом отборе останется, наверное, героев 15 из всех опрошенных. Сложность заключается в том, что о каждом жителе Николиной Горы, – я заявляю это абсолютно ответственно, – можно было бы сделать документальную самостоятельную картину. И она была бы еще более драматична, еще более увлекательна и реальна. Через каждую семью можно взглянуть на историю Николиной Горы. История Дюковых – это настоящая война между двумя братьями и матерью, которая встала на сторону одного из сыновей. Есть Наталья Васильевна Фельдт, для которой веранда, традиции концертов – возможно, главная и единственная цель ее жизни. Личные проблемы уходят на второй план. Есть Бриллинги – потомки Инессы Арманд. Последний участок без заборов на Николиной Горе.
– А какую о братьях Романовых можно сделать потрясающую картину. Народ валом повалит в кинотеатры на этот триллер. Я нашел в себе силы не уделять внимание глянцевым персонажам, иногда даже против своей воли. Таким, как Никита Михалков, Юрий Башмет. Пожалуй, из брендовых персонажей у меня присутствует только Николай Петров. Но он очень колоритен в своих определениях, красочен.
– Как вы считаете, почему Николина Гора просуществовала более 80 лет, попытавшись сохранить свои традиции?
– Некоторые считают, что здесь все связаны одной целью – гектарами общественной земли. Я могу сказать, что это не так. Я понимаю пафос никологорцев,   которые хотят отстоять свое историческое название «Николина Гора» и не раздавать его другим. Хотя, когда я ходил в «Семейный клуб» в бассейн, меня совершенно не беспокоило, что он называется «Николина Гора». Я ходил и встречал там приличных людей, и при этом, когда я узнал от никологорцев об их отношении к этому клубу… мне даже как-то стало немного неловко, что я своей «копейкой» поддерживал…..
 – Врагов!
– Да, врагов. Я был поражен неприятием пришельцев. Мне очень запомнился эпизод, о котором можно сделать отдельный фильм. В у Александра Липницкого живут на одном участке одной семьей люди, у которых совершенно разные представления о прошлом, настоящем и будущем.
– Кто из старожилов Николиной Горы произвел на вас наиболее сильное впечатление?
– Владимир Оттович Шмидт, конечно, был потрясающий человек. Я как бы заново узнавал об Отто Юльевиче Шмидте и его семье. И когда Владимир Оттович стал случайно, невзначай рассказывать о каких-то фактах своей биографии, я выяснил, что он родился на территории Кремля и имел прописку «Москва, Кремль». И вот я узнаю об этом, а через минуту он касается другой темы, и я узнаю, что его новым местом жительства будет Чертаново. В эту минуту я думаю, что интересно снять историю жизни человека, который родился в Кремле и заканчивает свою жизнь в Чертаново. Я не хочу ничего плохого сказать о Чертаново, говорят, замечательный район. Это потрясающая, документальная вещь – семейная сага «Кремль-Чертаново. История жизни человека».
Мне, кстати, нравится, что семейство Шмидтов до сих пор живет в доме, который построен в 1931 году. 
– Все кланы, о которых я узнал, делая фильм, все, без исключения, говорят о спасении Николиной Горы. Я не видел ни одного человека, который бы выступал за то, что не нужна нам эта Николина Гора, не нужна нам общественная земля, не нужен этот дух. Никто не сказал: «Давайте все забудем, продадим, проедим». Но при этом люди постоянно продают часть принадлежащих им земель, постоянно возникают разговоры о судьбе замечательной, уникальной поляны, на которой находится веранда. Те, кто хочет построить концертный зал, – всей душой за Николину Гору, и те, кто хочет сохранить дощатую веранду, тоже любят Николину Гору. Столкновение этих противоположных позиций и взглядов на жизнь и есть конфликт фильма.
– Я думаю, что смогу оставить в фильме рассказ Натальи Константиновны Филатовой о появлении в доме Остравитяновых телефона. Потрясающая история о ночном звонке Иосифа Виссарионовича Сталина. Тот был удивлен, что человек, которому он звонит в московскую квартиру и который входит в круг людей, о которых он готов думать, не имеет дачного телефона. Вызвали ее отца в Кремль, она преодолела неимоверные препятствия, чтобы попасть на Николину Гору ночью – при отсутствующем мосте и разлитой Москве-реке – и к пяти часам утра, когда они прибыли в Кремль, оказалось, что Сталин ушел спать.
– Очень много историй окажутся в силу метража за рамками фильма. Вот, например, Куньшины – недавние жители Николиной Горы. У них добротный дом, сделанный со вкусом. И хозяева очень трепетно относятся к тому месту, где они поселились. Меня поразила комната, в которой они попытались воссоздать историю Николиной Горы и историю собственной семьи – некое полумузейное пространство, в котором собраны предметы старой меблировки, граммофоны, швейные машинки, самовары – это очень необычно, интересно. И это такая замечательная старая новая Николина гора.
 
           
  
Текст: Марины Громовой
 
Источник: www.narublevke.net

14.06.2009






В контате моя страница ВК


КИНОТЕАТР "ВЕРТОВ"



АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО



ФИНАЛИСТЫ ПРЕМИИ "ЛАВР"


Победить рак


УЧАСТНИКИ АРТДОКФЕСТ


Дорогая Фукусима


ВРУЧЕНИЕ ПРЕМИИ 2013



СТУДИЯ ВЕРТОВ РЕАЛЬНОЕ КИНО


Мамочки





ПОРТАЛ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО VERTOV.RU

Портал «Вертов» появился в сети Интернет в 1996 году и был первым ресурсом, посвященным документальному кино в российском Интернете. Много воды утекло с тех пор. За прошедшие годы появлялись и исчезали десятки сайтов и даже соцсетей, ориентированных как на профессиональное сообщество документалистов, так и на зрительскую аудиторию, любителей документалистики. Создатели «Вертова», не вступая в конкуренцию, наблюдали и по мере сил помогали подобным начинаниям. Но сегодня возникла ситуация определенного переизбытка информации. В новостных лентах и рассылках наряду с зернами, естественным образом появилось множество плевел. Эта шелуха зачастую просто не позволяет разглядеть главное. В этой ситуации мы переформатировали портал «Вертов» в своеобразный дайджест наиболее значимых (на наш взгляд) новостей, посвященных документальному кино, которые будут представлены в виде ссылок на источники информации. Иными словами, все самое важное из мира документального кино – на одной странице, которая даст пользователю возможность самостоятельного путешествия по запутанной сети, имея на руках качественную навигацию. Также, в последнее время в открытом доступе появилось немалое количество документальных фильмов. Мы возьмем на себя труд вычленять наиболее любопытные картины, создав своеобразный онлайн-кинотеатр, в котором постоянно будут показываться новые фильмы, извлеченные из всемирной сети легального видео. Помимо этого на портале «Вертов» будет представлено актуальное видео, посвященное документальному кино, а также – системой случайной выборки – фрагменты фильмов участников фестиваля «Артдокфест», финалистов премии «Лавровая ветвь», церемоний вручения премии и закрытия «Артдокфеста», фильмов производства студии «Вертов».




ПОДПИСКА ЧЕРЕЗ RSS



rss-поток




ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Главная | Контакты | Вакансии | Нашли ошибку?