Премьера нового фильма Виталия Манского «Николина гора: послесловие» состоялась на фестивале «Кинотавр»





Премьера нового фильма Виталия Манского «Николина гора: послесловие» состоялась на фестивале «Кинотавр». Лента попала в программу «Летняя эйфория».

Картину посмотрела Арина Богдан.

Николина гора – место, которое ассоциируется с крупнейшими именами советской науки и искусства. Место, где земля со временем стала элитной и теперь стоит огромные деньги. Вот только в отношениях между людьми дух элитности потерян.

Фильм Виталия Манского построен как пьеса Чехова с главами, прослеживающими эволюцию Николиной горы от первых обитателей до наших дней. Главные герои этой документальной пьесы – внуки и правнуки – наследники светил отечественной науки, художников, актёров, музыкантов. Кроме них в кадре – новички, люди с большими кошельками, которых мало интересуют местные традиции, люди, готовые вырубить весь лес, поставить высоченные заборы и возвести здания без окон и дверей на два этажа под землю и три над землёй. Действительно, есть во всём этом что-то чеховское, когда новые времена диктуют новые правила, когда не остаётся ничего, кроме воспоминаний, а нормальные отношения заменяются делёжкой наследства.

Виталий Манский со своим фильмом чудом успел застать уходящее второе поколение Николиной горы, владеющее иностранными языками и прекрасно музицирующее. Запечатлев стариков, режиссёр провёл параллели с подрастающим четвёртым поколением, представители которого двух слов по-английски уже связать не могут.

...Николина гора, подобно Римской империи терпит крах и возрождению не подлежит.

Виталий Манский: Рублевка – марсианская рапсодия.
Известный режиссер, генеральный директор студии «Вертов» Виталий Манский, живущий в поселке «Пион», снял документальный фильм о Николиной Горе.
 
– Как возникло желание сделать документальный фильм о Николиной Горе? Почему вы остановили свой выбор на этом поселке?
 – Все складывается из случайностей и закономерностей. Я в прошлом году сделал две большие картины: съемки первой проходили в Индии и Китае, а вторая была очень сложная по жесткости материала. Хотелось, честно говоря, как-то отдохнуть после этих картин. А здесь рядом Николина Гора – почему бы не снять отдыхающих? Я же не думал, что здесь все так напряженно. Так и стал жить страстями Николиной Горы. Не знаю, плохо это или хорошо, но я не пошел на поводу привнесенных обстоятельств – тех, о которых узнал в процессе работы над фильмом, и делал картину о том ощущении, с которым пришел. Но, естественно, те сложности, с которыми сталкивается сейчас Николина Гора, косвенно будут отражены в фильме.
Какую экранную судьбу вы предрекаете новому фильму?
Мои авторские фильмы – неформатное документальное кино, то есть это не те картины, которые сейчас заполняют телевизионный эфир. Вот, например, «Девственность» – зрительская, активная лента, ее очень хорошо воспринимала любая аудитория.
– Вы думаете, фильм о Николиной сможет взволновать широкого зрителя?
– Уверен, что сможет. Частные, интимные никологорские истории, которые жители доверили нашей картине, не смогут оставить равнодушными нормального, способного сопереживать человека. Ведь нынешняя Рублевка – экономический абсурд! Это даже не зоопарк, а какие-то марсианские рапсодии. Даже Беверли-Хиллз, который я более-менее знаю, не живет таким абсурдом. Я на самом деле возмущен тем имиджем, который создан Рублевке, я сам здесь живу и смею уверить, что подавляющее число людей живут совсем не той жизнью, которая подается как «рублевская жизнь». Я даже не всем своим знакомым могу сообщить, где я живу, просто чтобы не выглядеть идиотом.  
Но  все-таки что вас привлекает?
Одно из очевидных преимуществ нашего дома – это свободный выход в поле и лес. Мы любим гулять с нашей собакой Габи. И даже до Москвы-реки можно дойти пешком. Вокруг очень хорошо развита инфраструктура, и по выходным ездим отдыхать в семейный клуб «Николина Гора» и «Величъ Кантри клаб», где потрясающее спа. Совмещение загородной жизни с городским комфортом – это прекрасно. Я уже не говорю о собственной русской бане, в которой проходят дебаты, достойные публикаций в самых серьезных изданиях. К сожалению, все эти аргументы пока не действуют на дочерей, которых за город и калачом не заманишь. Но если на Николиной Горе откроется филиал какой-нибудь «Солянки», думаю, они будут бывать здесь чаще.
– Фильм получился критичным?
– Наоборот: в нем все герои – положительные. В принципе драматургии как таковой, а особенно в документальном кино, лежит борьба добра со злом. В этом фильме тоже есть борьба добра со злом, но это борьба между никологорскими взглядами на будущее. Никологорцы только во взглядах на прошлое едины. А думая о будущем, они оказываются по разные стороны баррикад. Но все же хотят, чтобы было как лучше. Конфликт фильма заключается в том, что у всех представления о лучшем совершенно разные. Я хочу отсылать внимательных зрителей к «Вишневому саду». Там ведь тоже нет ни одного отрицательного героя. Кто сейчас прочитает пьесу или сходит в театр, убедится, что Лопахин – совершенно разумный человек, предлагающий попавшей в сложное положение Раневской отличный выход. Я только что прочитал на доске объявлений в РАНИСе сообщение о повышении земельного налога. По сути дела Николина Гора точно попадает в положение Раневской.
– Да, к сожалению, в связи с этим многие грозятся выйти из кооператива.
– Это подтверждает мои слова. Вот что любопытно: ведь выходя из членов кооператива, люди по сути отрекаются от своего прошлого. Ведь Николина Гора эстетически, экономически, политически и культурно – это не Рублевка. Трудно жить на Рублевке, не будучи «Рублевкой». Я не хочу быть прорицателем, тем более жестоким прорицателем, но, может быть, мой фильм будет последним свидетельством старой никологорской жизни.
– Во время работы над фильмом вы ориентировались на книгу "Наша Николина гора"?
Естественно, читал. Она вся сосредоточена на прекрасном, восхитительном, романтическом, сложном, противоречивом прошлом, и все.
– То есть в ней нет взглядов в будущее?
– И даже в сегодняшний день. Книга ведет от прошлого к сегодняшнему дню, а фильм – от сегодняшнего дня к завтрашнему. Дух прошлого уходит. Будучи романтическим прагматиком, я не вижу, как он сможет просуществовать сколь-нибудь еще.
– Чьи рассказы-воспоминания о жизни на Николиной Горе для фильма запомнились вам и понравились?
– Я не могу оценивать воспоминания. Могу лишь поделиться своими ощущениями. При строгом отборе останется, наверное, героев 15 из всех опрошенных. Сложность заключается в том, что о каждом жителе Николиной Горы, – я заявляю это абсолютно ответственно, – можно было бы сделать документальную самостоятельную картину. И она была бы еще более драматична, еще более увлекательна и реальна. Через каждую семью можно взглянуть на историю Николиной Горы. История Дюковых – это настоящая война между двумя братьями и матерью, которая встала на сторону одного из сыновей. Есть Наталья Васильевна Фельдт, для которой веранда, традиции концертов – возможно, главная и единственная цель ее жизни. Личные проблемы уходят на второй план. Есть Бриллинги – потомки Инессы Арманд. Последний участок без заборов на Николиной Горе.
– А какую о братьях Романовых можно сделать потрясающую картину. Народ валом повалит в кинотеатры на этот триллер. Я нашел в себе силы не уделять внимание глянцевым персонажам, иногда даже против своей воли. Таким, как Никита Михалков, Юрий Башмет. Пожалуй, из брендовых персонажей у меня присутствует только Николай Петров. Но он очень колоритен в своих определениях, красочен.
– Как вы считаете, почему Николина Гора просуществовала более 80 лет, попытавшись сохранить свои традиции?
– Некоторые считают, что здесь все связаны одной целью – гектарами общественной земли. Я могу сказать, что это не так. Я понимаю пафос никологорцев,   которые хотят отстоять свое историческое название «Николина Гора» и не раздавать его другим. Хотя, когда я ходил в «Семейный клуб» в бассейн, меня совершенно не беспокоило, что он называется «Николина Гора». Я ходил и встречал там приличных людей, и при этом, когда я узнал от никологорцев об их отношении к этому клубу… мне даже как-то стало немного неловко, что я своей «копейкой» поддерживал…..
 – Врагов!
– Да, врагов. Я был поражен неприятием пришельцев. Мне очень запомнился эпизод, о котором можно сделать отдельный фильм. В у Александра Липницкого живут на одном участке одной семьей люди, у которых совершенно разные представления о прошлом, настоящем и будущем.
– Кто из старожилов Николиной Горы произвел на вас наиболее сильное впечатление?
– Владимир Оттович Шмидт, конечно, был потрясающий человек. Я как бы заново узнавал об Отто Юльевиче Шмидте и его семье. И когда Владимир Оттович стал случайно, невзначай рассказывать о каких-то фактах своей биографии, я выяснил, что он родился на территории Кремля и имел прописку «Москва, Кремль». И вот я узнаю об этом, а через минуту он касается другой темы, и я узнаю, что его новым местом жительства будет Чертаново. В эту минуту я думаю, что интересно снять историю жизни человека, который родился в Кремле и заканчивает свою жизнь в Чертаново. Я не хочу ничего плохого сказать о Чертаново, говорят, замечательный район. Это потрясающая, документальная вещь – семейная сага «Кремль-Чертаново. История жизни человека».
Мне, кстати, нравится, что семейство Шмидтов до сих пор живет в доме, который построен в 1931 году. 
– Все кланы, о которых я узнал, делая фильм, все, без исключения, говорят о спасении Николиной Горы. Я не видел ни одного человека, который бы выступал за то, что не нужна нам эта Николина Гора, не нужна нам общественная земля, не нужен этот дух. Никто не сказал: «Давайте все забудем, продадим, проедим». Но при этом люди постоянно продают часть принадлежащих им земель, постоянно возникают разговоры о судьбе замечательной, уникальной поляны, на которой находится веранда. Те, кто хочет построить концертный зал, – всей душой за Николину Гору, и те, кто хочет сохранить дощатую веранду, тоже любят Николину Гору. Столкновение этих противоположных позиций и взглядов на жизнь и есть конфликт фильма.
– Я думаю, что смогу оставить в фильме рассказ Натальи Константиновны Филатовой о появлении в доме Остравитяновых телефона. Потрясающая история о ночном звонке Иосифа Виссарионовича Сталина. Тот был удивлен, что человек, которому он звонит в московскую квартиру и который входит в круг людей, о которых он готов думать, не имеет дачного телефона. Вызвали ее отца в Кремль, она преодолела неимоверные препятствия, чтобы попасть на Николину Гору ночью – при отсутствующем мосте и разлитой Москве-реке – и к пяти часам утра, когда они прибыли в Кремль, оказалось, что Сталин ушел спать.
– Очень много историй окажутся в силу метража за рамками фильма. Вот, например, Куньшины – недавние жители Николиной Горы. У них добротный дом, сделанный со вкусом. И хозяева очень трепетно относятся к тому месту, где они поселились. Меня поразила комната, в которой они попытались воссоздать историю Николиной Горы и историю собственной семьи – некое полумузейное пространство, в котором собраны предметы старой меблировки, граммофоны, швейные машинки, самовары – это очень необычно, интересно. И это такая замечательная старая новая Николина гора.
 
           
  
Текст: Марины Громовой
 
Источник: www.narublevke.net

14.06.2009






В контате моя страница ВК


КИНОТЕАТР "ВЕРТОВ"



АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО



ФИНАЛИСТЫ ПРЕМИИ "ЛАВР"


Широкие объятия


УЧАСТНИКИ АРТДОКФЕСТ


Саша, Лена и железный дракон


ВРУЧЕНИЕ ПРЕМИИ 2013



СТУДИЯ ВЕРТОВ РЕАЛЬНОЕ КИНО


Александр Башлачев. От винта!





ПОРТАЛ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО VERTOV.RU

Портал «Вертов» появился в сети Интернет в 1996 году и был первым ресурсом, посвященным документальному кино в российском Интернете. Много воды утекло с тех пор. За прошедшие годы появлялись и исчезали десятки сайтов и даже соцсетей, ориентированных как на профессиональное сообщество документалистов, так и на зрительскую аудиторию, любителей документалистики. Создатели «Вертова», не вступая в конкуренцию, наблюдали и по мере сил помогали подобным начинаниям. Но сегодня возникла ситуация определенного переизбытка информации. В новостных лентах и рассылках наряду с зернами, естественным образом появилось множество плевел. Эта шелуха зачастую просто не позволяет разглядеть главное. В этой ситуации мы переформатировали портал «Вертов» в своеобразный дайджест наиболее значимых (на наш взгляд) новостей, посвященных документальному кино, которые будут представлены в виде ссылок на источники информации. Иными словами, все самое важное из мира документального кино – на одной странице, которая даст пользователю возможность самостоятельного путешествия по запутанной сети, имея на руках качественную навигацию. Также, в последнее время в открытом доступе появилось немалое количество документальных фильмов. Мы возьмем на себя труд вычленять наиболее любопытные картины, создав своеобразный онлайн-кинотеатр, в котором постоянно будут показываться новые фильмы, извлеченные из всемирной сети легального видео. Помимо этого на портале «Вертов» будет представлено актуальное видео, посвященное документальному кино, а также – системой случайной выборки – фрагменты фильмов участников фестиваля «Артдокфест», финалистов премии «Лавровая ветвь», церемоний вручения премии и закрытия «Артдокфеста», фильмов производства студии «Вертов».




ПОДПИСКА ЧЕРЕЗ RSS



rss-поток




ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Главная | Контакты | Вакансии | Нашли ошибку?