Публикация в Русский Newsweek предвосхищает большую неделю документального кино.
Мультфильмы вместо воспоминаний: мировой бум документального кино дошел до Москвы. Материал Ксении Рождественской в издании Русский Newsweek
Документальный жанр не имеет ничего общего с объективностью. В неигровом кино от режиссерского взгляда зависит все - точно так же, как в квантовой физике само наблюдение за экспериментом воздействует на результат. Одни документалисты снимают методом «муха на стене» - это когда все события даются как бы с точки зрения мухи, не имеющей точки зрения. Другие превращают документалистику в провокацию. Но всегда действует одно правило: сильный документальный фильм - это всегда личное высказывание.
Документальное кино накроет Москву во второй половине июня. 19 июня в прокат выходит полнометражный неигровой фильм «Вальс с Баширом», а Московский кинофестиваль, стартующий в тот же день, проводит программу неигрового кино «Свободная мысль».
Раз речь идет о личном высказывании, то почему бы не увлечься экспериментами? Документальное кино становится все более разнообразным - и все более востребованным. В последние годы оно легко соревнуется за «оскары» и «золотые глобусы» с художественным кино.
«Вальс с Баширом» израильтянина Ари Фольмана - первая в истории неигровая лента, выигравшая «Золотой глобус» как лучший неамериканский фильм и получившая еще десяток призов. Хотя слово «неигровой» здесь не совсем уместно: «Вальс с Баширом» - это документальный мультфильм. В нем интервью с реальными людьми нарисованы в духе графических романов и точно так же, в стиле комикса, показаны сны героев.
«Вальс с Баширом» - своеобразный сеанс психоанализа. Герой пытается вспомнить резню в Сабре и Шатиле 1982 года - события, в которых он сам принимал участие, но от которых вместо воспоминаний остались лишь бесконечные галлюцинаторные кошмары. Он опрашивает других бывших солдат, постепенно восстанавливая историю. Некоторым своим персонажам Фольман дает вымышленные имена и лица - в мультфильме это сделать несложно. Некоторые эпизоды фильма не имеют ничего общего с реальностью - так часто бывает, когда имеешь дело с рассказами о том, что хотелось бы забыть.
Фольман вслед за Копполой с его «Апокалипсисом сегодня» смотрит на войну как на медленное психоделическое путешествие. О «Вальсе с Баширом» пишут, что он расширяет границы документалистики, имея в виду чисто формальный прием - реальные люди и события нарисованы. Но самое интересное - не техника (тем более что первой документальной анимацией был мультфильм о гибели лайнера «Лузитания», снятый еще в 1918 году), а центральная метафора фильма: анимация воспринимается как документальная съемка подсознания, как способ вытеснить травматические воспоминания, подменить их чем-нибудь менее страшным.
Режиссер Сергей Мирошниченко, один из кураторов программы «Свободная мысль» на ММКФ, уверен: сегодняшнему неигровому кино важно знать, что происходит с человеком в эпоху потрясений. «В мировой документалистике существуют совершенно разные направления, разные формальные приемы, но прежде всего важен путь к человеку, - говорит он. - Еще года три назад документалисты больше думали об обществе, сейчас им интересно, что происходит с конкретным человеком, но на фоне каких-то важных событий».
Со следующего года на ММКФ будет проводиться отдельный конкурс документального кино - когда-то такой конкурс на ММКФ был, но тогда документалистика проходила по разряду политической пропаганды. Конкурс планировали сделать уже в этом году, но не успели согласовать по инстанциям. «Свободная мысль» тоже никуда не денется. В программе этого года сплошь призеры кинофестивалей, самая актуальная документалистика: от поисков реинкарнации тибетского мастера медитации Геше Ламы Кончога в «Избранном» Нати Бараца (Гран-при Краковского фестиваля) до «Человека на проволоке» Джеймса Марша («Оскар» за лучший документальный фильм) и от «Бирманского видеорепортера» Андерса Эстергорда (главный приз Амстердамского фестиваля) до «Жестких теток» Ким Лонджинотто (главный приз Санденса).
Это очень разные фильмы, объединенные лишь непосредственным интересом к живому человеческому опыту. Хам и визионер Вернер Херцог, чей фильм «Встречи на краю света» тоже будет показан в рамках «Свободной мысли», заявляет: «Ничто не интересует меня меньше, чем факты». Он искренне матерится, когда говорит о cinema verite: «Эти люди надеются, что они встанут с камерой - и правда сама подойдет к ним? Они ошибаются!» Режиссер категорически отказывается работать «мухой на стене», считает своим долгом провоцировать героев, заглушать их монологи закадровыми комментариями и даже подделывать факты, если это необходимо для художественной целостности фильма. Все это буйно цветет в его «Встречах на краю света» - мистическом опыте о полярниках, беглецах и пингвинах.
Необязательно подделывать факты, есть множество других способов поиграть с реальностью в подвижные игры. «Тайсон» Джеймса Тобака предъявляет не глянцевый портрет спортсмена, а историю мифологического героя, который не верит собственному мифу. «Человек большой реки» Джона Марингина - рассказ о мужике, переплывшем Амазонку, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме загрязнения окружающей среды. Кому интересна окружающая среда, когда в кадре - безумец и его одержимость? В знаменитом «Человеке на проволоке» реальность сама отходит в сторону: фильм рассказывает о том, как в 1974 году француз Филип Пети натянул канат между башнями Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и несколько раз прошел туда-сюда в 400 метрах над Манхэттеном. Воссоздавая это выступление, режиссер Джеймс Марш ограничивает свой рассказ рамками одного артистического жеста: тренировались, подготовились, Пети погулял по канату, был арестован, потом его отпустили. Между тем во время проката «Человека на проволоке» журнал New Yorker вышел с обложкой, на которой канат был натянут между двумя пустыми силуэтами, и по этому канату гулял человек. Именно этот контекст - две уже несуществующие башни, связанные историей канатоходца, - и превратил фильм в событие.
Документальное кино - это в том числе и искусство создания контекста. Оно дает зрителю возможность почувствовать себя не вуайеристом и не мухой на стене, но соучастником истории, которая происходит здесь и сейчас. Кино вмешивается в отношения зрителя с жизнью, меняет их, а в результате меняет и саму жизнь. Режиссер и преподаватель Школы кино при Высшей школе журналистики ГУ-ВШЭ Марина Разбежкина говорит: «Когда я наблюдаю людей со стороны или сверху - “в общем”, - то зачастую они мне неприятны. Но когда я вижу подробности их существования, я начинаю им сочувствовать. Даже самым неважным людям. Документальное кино примиряет меня с людьми».
В Школе кино в следующем учебном году будут читать лекции по конструированию реальности. Хорошая запись в трудовой книжке документалиста: «инженер-конструктор реальности». Ксения Рождественская Русский Newsweek
17.06.2009
|