"Вальс с Баширом" и "Свободная мысль" на ММКФ.



Публикация в Русский Newsweek предвосхищает большую неделю документального кино.


Мультфильмы вместо воспоминаний: мировой бум документального кино дошел до Москвы. Материал Ксении Рождественской в издании Русский Newsweek

Документальный жанр не имеет ничего общего с объективностью. В неигровом кино от режиссерского взгляда зависит все - точно так же, как в квантовой физике само наблюдение за экспериментом воздействует на результат. Одни документалисты снимают методом «муха на стене» - это когда все события даются как бы с точки зрения мухи, не имеющей точки зрения. Другие превращают документалистику в провокацию. Но всегда действует одно правило: сильный документальный фильм - это всегда личное высказывание.

Документальное кино накроет Москву во второй половине июня. 19 июня в прокат выходит полнометражный неигровой фильм «Вальс с Баширом», а Московский кинофестиваль, стартующий в тот же день, проводит программу неигрового кино «Свободная мысль».

Раз речь идет о личном высказывании, то почему бы не увлечься экспериментами? Документальное кино становится все более разнообразным - и все более востребованным. В последние годы оно легко соревнуется за «оскары» и «золотые глобусы» с художественным кино.

«Вальс с Баширом» израильтянина Ари Фольмана - первая в истории неигровая лента, выигравшая «Золотой глобус» как лучший неамериканский фильм и получившая еще десяток призов. Хотя слово «неигровой» здесь не совсем уместно: «Вальс с Баширом» - это документальный мультфильм. В нем интервью с реальными людьми нарисованы в духе графических романов и точно так же, в стиле комикса, показаны сны героев.

«Вальс с Баширом» - своеобразный сеанс психоанализа. Герой пытается вспомнить резню в Сабре и Шатиле 1982 года - события, в которых он сам принимал участие, но от которых вместо воспоминаний остались лишь бесконечные галлюцинаторные кошмары. Он опрашивает других бывших солдат, постепенно восстанавливая историю. Некоторым своим персонажам Фольман дает вымышленные имена и лица - в мультфильме это сделать несложно. Некоторые эпизоды фильма не имеют ничего общего с реальностью - так часто бывает, когда имеешь дело с рассказами о том, что хотелось бы забыть.

Фольман вслед за Копполой с его «Апокалипсисом сегодня» смотрит на войну как на медленное психоделическое путешествие. О «Вальсе с Баширом» пишут, что он расширяет границы документалистики, имея в виду чисто формальный прием - реальные люди и события нарисованы. Но самое интересное - не техника (тем более что первой документальной анимацией был мультфильм о гибели лайнера «Лузитания», снятый еще в 1918 году), а центральная метафора фильма: анимация воспринимается как документальная съемка подсознания, как способ вытеснить травматические воспоминания, подменить их чем-нибудь менее страшным.

Режиссер Сергей Мирошниченко, один из кураторов программы «Свободная мысль» на ММКФ, уверен: сегодняшнему неигровому кино важно знать, что происходит с человеком в эпоху потрясений. «В мировой документалистике существуют совершенно разные направления, разные формальные приемы, но прежде всего важен путь к человеку, - говорит он. - Еще года три назад документалисты больше думали об обществе, сейчас им интересно, что происходит с конкретным человеком, но на фоне каких-то важных событий».

Со следующего года на ММКФ будет проводиться отдельный конкурс документального кино - когда-то такой конкурс на ММКФ был, но тогда документалистика проходила по разряду политической пропаганды. Конкурс планировали сделать уже в этом году, но не успели согласовать по инстанциям. «Свободная мысль» тоже никуда не денется. В программе этого года сплошь призеры кинофестивалей, самая актуальная документалистика: от поисков реинкарнации тибетского мастера медитации Геше Ламы Кончога в «Избранном» Нати Бараца (Гран-при Краковского фестиваля) до «Человека на проволоке» Джеймса Марша («Оскар» за лучший документальный фильм) и от «Бирманского видеорепортера» Андерса Эстергорда (главный приз Амстердамского фестиваля) до «Жестких теток» Ким Лонджинотто (главный приз Санденса).

Это очень разные фильмы, объединенные лишь непосредственным интересом к живому человеческому опыту. Хам и визионер Вернер Херцог, чей фильм «Встречи на краю света» тоже будет показан в рамках «Свободной мысли», заявляет: «Ничто не интересует меня меньше, чем факты». Он искренне матерится, когда говорит о cinema verite: «Эти люди надеются, что они встанут с камерой - и правда сама подойдет к ним? Они ошибаются!» Режиссер категорически отказывается работать «мухой на стене», считает своим долгом провоцировать героев, заглушать их монологи закадровыми комментариями и даже подделывать факты, если это необходимо для художественной целостности фильма. Все это буйно цветет в его «Встречах на краю света» - мистическом опыте о полярниках, беглецах и пингвинах.

Необязательно подделывать факты, есть множество других способов поиграть с реальностью в подвижные игры. «Тайсон» Джеймса Тобака предъявляет не глянцевый портрет спортсмена, а историю мифологического героя, который не верит собственному мифу. «Человек большой реки» Джона Марингина - рассказ о мужике, переплывшем Амазонку, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме загрязнения окружающей среды. Кому интересна окружающая среда, когда в кадре - безумец и его одержимость? В знаменитом «Человеке на проволоке» реальность сама отходит в сторону: фильм рассказывает о том, как в 1974 году француз Филип Пети натянул канат между башнями Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и несколько раз прошел туда-сюда в 400 метрах над Манхэттеном. Воссоздавая это выступление, режиссер Джеймс Марш ограничивает свой рассказ рамками одного артистического жеста: тренировались, подготовились, Пети погулял по канату, был арестован, потом его отпустили. Между тем во время проката «Человека на проволоке» журнал New Yorker вышел с обложкой, на которой канат был натянут между двумя пустыми силуэтами, и по этому канату гулял человек. Именно этот контекст - две уже несуществующие башни, связанные историей канатоходца, - и превратил фильм в событие.

Документальное кино - это в том числе и искусство создания контекста. Оно дает зрителю возможность почувствовать себя не вуайеристом и не мухой на стене, но соучастником истории, которая происходит здесь и сейчас. Кино вмешивается в отношения зрителя с жизнью, меняет их, а в результате меняет и саму жизнь. Режиссер и преподаватель Школы кино при Высшей школе журналистики ГУ-ВШЭ Марина Разбежкина говорит: «Когда я наблюдаю людей со стороны или сверху - “в общем”, - то зачастую они мне неприятны. Но когда я вижу подробности их существования, я начинаю им сочувствовать. Даже самым неважным людям. Документальное кино примиряет меня с людьми».

В Школе кино в следующем учебном году будут читать лекции по конструированию реальности. Хорошая запись в трудовой книжке документалиста: «инженер-конструктор реальности».
Ксения Рождественская
Русский Newsweek


17.06.2009






В контате моя страница ВК


КИНОТЕАТР "ВЕРТОВ"



АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО



ФИНАЛИСТЫ ПРЕМИИ "ЛАВР"


Временно вундеркинд


УЧАСТНИКИ АРТДОКФЕСТ


Танцор


ВРУЧЕНИЕ ПРЕМИИ 2013



СТУДИЯ ВЕРТОВ РЕАЛЬНОЕ КИНО


Мамочки





ПОРТАЛ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО VERTOV.RU

Портал «Вертов» появился в сети Интернет в 1996 году и был первым ресурсом, посвященным документальному кино в российском Интернете. Много воды утекло с тех пор. За прошедшие годы появлялись и исчезали десятки сайтов и даже соцсетей, ориентированных как на профессиональное сообщество документалистов, так и на зрительскую аудиторию, любителей документалистики. Создатели «Вертова», не вступая в конкуренцию, наблюдали и по мере сил помогали подобным начинаниям. Но сегодня возникла ситуация определенного переизбытка информации. В новостных лентах и рассылках наряду с зернами, естественным образом появилось множество плевел. Эта шелуха зачастую просто не позволяет разглядеть главное. В этой ситуации мы переформатировали портал «Вертов» в своеобразный дайджест наиболее значимых (на наш взгляд) новостей, посвященных документальному кино, которые будут представлены в виде ссылок на источники информации. Иными словами, все самое важное из мира документального кино – на одной странице, которая даст пользователю возможность самостоятельного путешествия по запутанной сети, имея на руках качественную навигацию. Также, в последнее время в открытом доступе появилось немалое количество документальных фильмов. Мы возьмем на себя труд вычленять наиболее любопытные картины, создав своеобразный онлайн-кинотеатр, в котором постоянно будут показываться новые фильмы, извлеченные из всемирной сети легального видео. Помимо этого на портале «Вертов» будет представлено актуальное видео, посвященное документальному кино, а также – системой случайной выборки – фрагменты фильмов участников фестиваля «Артдокфест», финалистов премии «Лавровая ветвь», церемоний вручения премии и закрытия «Артдокфеста», фильмов производства студии «Вертов».




ПОДПИСКА ЧЕРЕЗ RSS



rss-поток




ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Главная | Контакты | Вакансии | Нашли ошибку?