Парламентские слушания и будущее документального кино.



Сегодня в Государственной думе, в рамках заседания "...развитие российской кинематографии... интересам российского общества и стратегическим задачам развития страны"
зам. министра культуры А. Голутва  определил будущее документального кино, в двух направлениях. Первое - создание  циклов  фильмов на  общественно важные темы, например борьбы с  алкоголизмом.
И второе, как создание заранее одобренных телевидением телепрограмм.
Если позиция  А. Голутвы  будет реализована, как стратегия государственной поддержки неигрового кино, тогда можно будет смело говорить о смерти целого направления аудио визуального искусства.


Парламентские слушания, организованные комитетом по культуре Государственной думы РФ и посвященные тому, как соотнести интересы стратегического развития страны и возможности кинематографа, как и следовало ожидать, никаких проблем не то что не решили, но практически и не поставили.

Хотя выступали многие -- председатель думского комитета по культуре Ивлев, режиссеры Хотиненко и Говорухин, продюсеры Давлетьяров и Гуськов, представитель президента Швыдкой, председатель СК Михалков, прокатчик Рязанцев, киноведы Разлогов и Дондурей... Приглашенные кинематографисты составляли большую часть публики, и, по справедливому замечанию актера и продюсера Алексея Гуськова, было непонятно, кому выступления предназначены -- свои и так все это знают. Но вице-спикер Светлана Журова попросила не волноваться -- у депутатов в кабинетах есть телевизоры, и они смотрят трансляцию.

Для прильнувших к экранам депутатов было высказано несколько разновеликих тезисов, в основном входящих в заранее подготовленный проект рекомендаций. Большую часть изложил в своем обстоятельном докладе замминистра культуры Александр Голутва. Речь, понятно, шла об отмене закона о тендерах, о внесении поправок в закон о размещении заказов для государственных нужд, о таком давно придуманном, но все еще не внедренном в практику едином электронном билете, о введении субсидий дополнительно к обычному бюджетному финансированию. Голутва пытался успокоить сообщество, развеять опасения в связи с гоззаказом и возможным усилением идеологического давления. Однако выступивший от комитета по культуре депутат от КПРФ Дмитрий Новиков нагнал на кинематографистов страху, сообщив, что критиканский угар в обществе больше не востребован, что молодежь мечтает гордиться своей родиной, что нужно немедленно прекратить все попытки перекроить историю, что боевые потери советских были равны потерям немецких и т.д.

Докладчиков можно разделить на две группы. Одни, вспомнив школьные уроки, рассуждали про нравственное влияние кинематографа; про злодеев-иностранцев, которым нужна униженная и агрессивная Россия (именно такой образ им услужливо предоставляют молодые кинематографисты, в чьих фильмах рассказывают лживые истории про провинциальных библиотекарш, крадущих книги на продажу); про великий советский кинематограф и его мировое значение; тосковали по утраченному и сокрушались о дне сегодняшнем.

Другие пытались обозначить реальные проблемы. Отмечали, что при том количестве кинотеатров, что действуют сегодня, больше трех-четырех отечественных картин в год не смогут не то что окупить средний бюджет, но даже и собрать приличную кассу. Что кинозрителей в стране не 10 млн, а не более двух. Жаловались, что кинотеатры воруют до 50% сборов; что все знают, кто и зачем прикрывает видеопиратов. Предупреждали, что нельзя доверять распределение денег самим кинематографистам, что новый лозунг «Меньше картин лучшего качества» не приведет к расцвету кинематографа. Наивно сообщали, что сегодня мир многополярный, люди разные, и кино должно быть разное, а стратегия господдержки не может быть простой и линейной...

Но попытки профессионального разговора разбивались о постепенно пустеющую аудиторию, а отсутствие публики плохо действует на творческих людей.

Разработанное Министерством культуры положение о новых принципах субсидирования не встретило горячего отпора, хотя критические суждения о том, почему поощрять государство решило именно тех, кто более всего заработает в прокате, то есть те компании, чьи картины соберут не менее миллиона зрителей, высказывались многими. Самыми кассовыми лентами прошлого года оказались «Самый лучший фильм», «Гитлер капут!», «Любовь-морковь» и «Адмирал» -- им, таким образом, должны будут достаться и государственные субсидии на прокат... И почему государство должно поощрять коммерчески успешное кино вместо того, чтобы создавать условия для развития жизнеспособного бизнеса, так и осталось неясно.

В общем-то кинематографисты просили ничего не менять в уже сложившихся правилах распределения господдержки, не потому, что они очень хороши, но потому, что новые не кажутся лучше. Однако те, кто стоит за новыми предложениями, безусловно, имеют в виду свои интересы. Например, те, для кого пробивают полное государственное финансирование фильмов «социально и культурно значимых». (А кстати, кто будет определять их значимость?) Видимо, Никита Михалков, который и в Союзе кинематографистов председатель, и в новом комитете по кино член, и кино снимает -- исключительно «социально и культурно значимое».

Михалков предложил собравшимся внимательно перечитать манифест, принятый в Липецке на фестивале «Золотой витязь» и опубликованный на сайте полит.ру. Программа действий, мол, там хорошо изложена, вокруг нее и надо консолидироваться. Впрочем, самый главный кинематографист рано покинул собрание, оставив остальных продолжать прения. Ему чего волноваться? Президент уже обещал отдать Союзу кинематографистов отчисления с продаж каждого чистого диска. Эти деньги пойдут на помощь пенсионерам, а также на развитие авторского, дебютного и документального кино. Социально и культурно значимого, в понимании главы союза и его друзей, разумеется.

Алена Солнцева
25.06.2009






В контате моя страница ВК


КИНОТЕАТР "ВЕРТОВ"



АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО



ФИНАЛИСТЫ ПРЕМИИ "ЛАВР"


Магия приключений. Дети Бледного Лиса


УЧАСТНИКИ АРТДОКФЕСТ


Он был великаном с карими глазами


ВРУЧЕНИЕ ПРЕМИИ 2013



СТУДИЯ ВЕРТОВ РЕАЛЬНОЕ КИНО


НЕИЗВЕСТНЫЙ ПУТИН





ПОРТАЛ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО VERTOV.RU

Портал «Вертов» появился в сети Интернет в 1996 году и был первым ресурсом, посвященным документальному кино в российском Интернете. Много воды утекло с тех пор. За прошедшие годы появлялись и исчезали десятки сайтов и даже соцсетей, ориентированных как на профессиональное сообщество документалистов, так и на зрительскую аудиторию, любителей документалистики. Создатели «Вертова», не вступая в конкуренцию, наблюдали и по мере сил помогали подобным начинаниям. Но сегодня возникла ситуация определенного переизбытка информации. В новостных лентах и рассылках наряду с зернами, естественным образом появилось множество плевел. Эта шелуха зачастую просто не позволяет разглядеть главное. В этой ситуации мы переформатировали портал «Вертов» в своеобразный дайджест наиболее значимых (на наш взгляд) новостей, посвященных документальному кино, которые будут представлены в виде ссылок на источники информации. Иными словами, все самое важное из мира документального кино – на одной странице, которая даст пользователю возможность самостоятельного путешествия по запутанной сети, имея на руках качественную навигацию. Также, в последнее время в открытом доступе появилось немалое количество документальных фильмов. Мы возьмем на себя труд вычленять наиболее любопытные картины, создав своеобразный онлайн-кинотеатр, в котором постоянно будут показываться новые фильмы, извлеченные из всемирной сети легального видео. Помимо этого на портале «Вертов» будет представлено актуальное видео, посвященное документальному кино, а также – системой случайной выборки – фрагменты фильмов участников фестиваля «Артдокфест», финалистов премии «Лавровая ветвь», церемоний вручения премии и закрытия «Артдокфеста», фильмов производства студии «Вертов».




ПОДПИСКА ЧЕРЕЗ RSS



rss-поток




ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Главная | Контакты | Вакансии | Нашли ошибку?