В этом году, как и в предыдущие годы, участниками «Свободной мысли» стали фильмы – лауреаты крупнейших международных кинофестивалей, таких как Санденс, Амстердам, Лейпциг, Фул-Фрейм, Нион, Краков, а также ленты – обладатели американского «Оскара» и приза Европейской киноакадемии за лучший документальный фильм года.
С каждым годом количество «свободомыслящих» на ММКФ растет. В 2009 на фестивале было показано рекордное число документальных картин – 21. На вечерних просмотрах количество желающих увидеть неигровые шедевры значительно превышало возможности 5 зала кинотеатра «Октябрь». Безбилетным зрителям нередко приходилось занимать места в проходе.
После каждого показа поклонники документального кино проставляли свои оценки увиденным фильмам. По завершении фестиваля были озвучены результаты зрительского голосования. Максимальное количество отличных оценок получила лента израильского режиссера Нати Бараца «Избранный» («Unmistaken child»). Посмотрев ее, зрители стали свидетелями знаменательного события в жизни буддистов Тибета – процесса признания маленького ребенка реинкарнацией усопшего Ламы. Главный герой фильма – буддистский монах Тензин Зопа – с 7 лет был учеником великого мастера медитации Ламы Кончога. После его кончины он получает задание найти ребенка, в которого вселилась душа его учителя. Поиски уникального мальчика продлились несколько лет. Наконец, в одной из бедных горных деревушек был найден годовалый малыш, который успешно прошел все испытания, и был признан новым вместилищем души Ламы. Подобным путем проходят все духовные лидеры буддизма. Так, сам Далай Лама XIV, возведенный на трон еще в 1940 году, в возрасте 2 лет был признан реинкарнацией своего предшественника – Далай Ламы XIII. Однако никто не может на 100 процентов гарантировать, что процесс переселения души действительно произошел, и на этом построена главная интрига фильма. Верить или не верить в переселение душ, каждый зритель решает для себя сам.
Второе место публика присудила картине легендарного немецкого кинорежиссера Вернера Херцога «Встречи на краю света» («Encounters at the End of the World»). Уставший от суеты мегаполисов он отправляется в Антарктиду, дабы ощутить смысл бытия среди бесконечной ледяной пустыни. Обосновавшись на станции «Макмурдо» — американском исследовательском центре Антарктики – режиссер встречает здесь не только ученых, но и философов, банкиров, кинематографистов и прочих искателей другой жизни, сбежавших от цивилизации на край света. Но с течением времени страна вечной мерзлоты, невзирая на ее дивные красоты, приносит ему все больше разочарований, — уж слишком она напоминает городские будни. Здесь есть и свои торговые автоматы, и курсы йоги, и все прочее, что угодно душе типичного представителя общества потребления. Картина была номинирована на «Оскар» и получила Гран-при на кинофестивале в Эдибурге.
Ленте Джеймса Марша «Человек на проволоке» («Man on Wire») совместного производства США и Великобритании досталось третье место по итогам зрительского голосования. Показ фильма – лауреата премии «Оскар» собрал, пожалуй, наибольшее количество зрителей. Даже президент ММКФ Никита Михалков выкрал полтора часа из своего напряженного графика, чтобы посмотреть эту удивительную картину. Фильм рассказывает историю главного «артистического преступления» ХХ века. 7 августа 1974 года французский канатоходец Филипп Пети на глазах шокированных ньюйоркцев продемонстрировал дефиле на проволоке, протянутой между несуществующими сегодня башнями Всемирного торгового центра. На высоте 400 метров над улицами Манхэттена «безумец» провел около часа, танцуя и показывая всевозможные акробатические фокусы. В фильме использованы архивные кадры, снятые на крыше башен-близнецов, материалы из книги, написанной героем ленты, а также интервью с непосредственными участниками уникального покорения Америки, среди которых и сам Филипп Пети, все еще полный энергии и почти не изменившийся за 35 лет. Зрители с замиранием сердца следили за его движениями, то восхищаясь, то вздрагивая от страха.
В следующем году, как уверяют организаторы «Свободной мысли», помимо демонстрации фильмов – победителей международных кинофестивалей, в рамках ММКФ также состоится конкурсная программа документального кино. Это может стать серьезным шагом в популяризации «непридуманного» кинематографа, который зачастую выигрывает в поединке с его игровым коллегой.
ПрофиСинема
04.07.2009
|