В этом году обращает на себя внимание обилие аналитических материалов о прошедшем Московском фестивале Никиты Михалкова.



Предлагаем вашему вниманию статью Юрия Гладильщикова "Патриотическая комедия"
От себя добавим, что интерес к документальной программе и аншлаги в зале на 220 мест прежде всего связаны с уникальной возможностью посмотреть фильмы призеры основных мировых фестивалей. Если же будет введен международный конкурс, и по требованию класса "А" в Москве будут показывать только премьерные фильмы, велика вероятность, что "Свободная мысль" превратится в филиал "Золотого витязя".


Московский кинофестиваль, кажется, наконец-то начинает обретать лицо и идеологию. В некоторых ракурсах это лицо вполне себе симпатично. В других – выглядит жутковато

ЛИЦО

От всех главных кинофестивалей мира Московский послесоветских времен отличался тем, что не имел четкой концепции. В советские времена она, понятно, была: фестиваль поддерживал братьев по коммунистическому оружию и отсекал любой мало-мальский буржуазный разврат. Определиться с концепцией – дело, как ни странно, не такое уж хитрое. Мы как-то писали об абсолютно непохожих лицах таких фестивалей как Каннский, Берлинский и Роттердамский. Свои лица у фестивалей в Венеции, Санденсе, Торонто, Локарно. Московскому кинофестивалю, исходя из его географического положения и русских культурных традиций, логичнее всего было бы заявить, что он попытается играть роль моста между Европой и Азией. Или станет плацдармом для развития постсоветского и восточноевропейского кино.

Но ни в 1990-е, когда фестивалем верховодил Сергей Соловьев, ни в 2000-е при Никите Михалкове фестиваль не задумывался о концепциях и тенденциях, подчас наводя на подозрения, что делается он исключительно ради того, чтобы фирмы, отхватившие подряд на его проведение (а за каждой стоял кто-то из высших чинов ММКФ), получили хорошую прибыль.

В этом году фестиваль наконец-то сделал легкий упор на восточноевропейское кино. Но инициатива, возможно, упущена. На этом поле уже несколько лет пытается играть более выверенный по идеологии фестиваль в Карловых Варах (очередной стартует 3 июля). Стройность ММКФ-2009 придало и то, что он вольно или невольно стал этаким Фестивалем Русского Следа в кинематографе. Отборщики устроили грузинскую ретроспективу (напомнившую о связях между советско-грузинским и советско-русским кино), ретроспективу фильмов, показанных на первом ММКФ 1959 года, ретроспективу советского киноавангарда, привезли несколько фильмов, снятых на Западе выходцами из России, а также иностранные картины, в которых звучит тема России.

Русские следы в кинематографе ММКФ-2009 отслеживал на изумление последовательно. Даже голливудский мэтр Майкл Манн, представляя на церемонии закрытия свой фильм «Джонни Д.», и тот вдруг рассказал о своих русских корнях.

ПРОГРАММА

Впервые за постсоветское время программа Московского фестиваля оказалась еще и оригинальной. В прежние годы в ее разделах, особенно внеконкурсных, было много фильмов, которые уже куплены для нашего проката. Фестивальные отборщики, не мудрствуя лукаво, обзванивали наших прокатчиков и просили чего-нибудь вкусненького.

Теперь же некоторые разделы, особенно «Московская эйфория» и документальная «Свободная мысль», почти целиком состояли из картин, которые после ММКФ у нас в стране найдешь едва ли. Оригинальности программ ММКФ-2009 поспособствовал кризис, который, увы, окончательно загнал арт-хаус и вообще любое нестандартное кино в российском прокате за плинтус и за монастырь.

ЗРИТЕЛЬ

В результате на фестиваль потянулась молодая публика. Что позволило Никите Михакову с гордостью заявить, что залы были забиты под завязку и установлен рекорд по количеству проданных билетов. Один из моих авторитетных коллег с радостью рассказал мне о том, что на всех сеансах «Свободной мысли» вынужденно сидел на ступеньках – мест в зале не было.

Но отнесемся к ситуации трезво. Количество проданных билетов увеличилось исключительно потому, что к мультиплексу «Октябрь», вокруг которого концентрируется фестиваль, добавили «Киноцентр». В самом же «Октябре» всего два больших зала. Легко гордиться заполненностью залов, если в них всего-то по 200-300 мест. А вот на конкурсных показах, которые проводились в главном зале на 1500 мест, пустых кресел почти всегда было две трети. Что вообще гордиться количеством проданных билетов? Берлинский и Торонтский фестивали гордятся не количеством проданных билетов, а ежегодным увеличением прибыли. Постоянным ростом своего вклада в экономику, в том числе в туристический бизнес собственных городов. Знаете, сколько в последние годы зарабатывают Берлин и Торонто, благодаря кинофестивалям? Не меньше тридцати миллионов у. е.

Интересно узнать, какой ущерб российской экономике наносит фестиваль Московский?

Не слишком радует и уровень нового фестивального зрителя. На документальную «Свободную мысль» приходила все-таки публика особая. А вот те, кто заполнял залы игрового кино, в том числе в кинотеатре «Художественный», где проходили показы для прессы, иногда вызывали искренний ужас. И поведением во время просмотров (громкая болтовня по мобильникам, категорически запрещенная на всех мировых фестивалях), и оценками увиденного, которые можно было услышать в фойе или прочесть в Интернете. Даже наша так называемая профессиональная публика в массе своей не способна сейчас воспринимать сколько-нибудь сложное кино. Победителя последнего Каннского фестиваля «Белую ленту» Михаэля Ханеке, одно из самых совершенных кинопроизведений последних лет, наши блоггеры подвергли обструкции. Этим людям ску-у-учно!.. – легким оправданием им служит лишь то, что фильм показали в ужасающей копии. «Стоит снимать серьезное кино, чтобы его смотрели и оценивали такие зрители?» - справедливо заметил в разговоре с автором этих строк автор «Русского журнала» Александр Архангельский.

Уровень московской публики, безусловно, снизился. Объяснение одно: у нас так и не возникла (существующая во всех нормальных странах) система альтернативного арт-хаусного проката. А Музей кино, который благодаря своему некогда существовавшему мультиплексу, сформировал замечательное поколение молодой публики в конце 1980-х-1990-е, приказал долго жить, в том числе не без помощи главы ММКФ Никиты Михалкова.

КОНКУРС

Конкурсная программа ММКФ, в отличие от предыдущих лет, оказалась действительно сильной. Пусть не каннской, но достойной сравнения с конкурсными программами фестивалей второй мировой пятерки: Роттердамского, Сан-Себастьянского, фестиваля в Локарно. Высокий уровень московского конкурса официально отметило жюри ФИПРЕССИ. Его президент – известный канадский киновед Кристина Стоянова – сказала, что из программы, как более слабые, выпали лишь две-три картины. Автор этих строк был, например, потрясен израильской картиной наших эмигрантов Лины и Славы Чаплиных «Муки в огне», продемонстрировавшей отчаянно смелый, неожиданный взгляд на проблему последствий Холокоста. Это фильм о том, что пережить Холокост и остаться нормальным, было невозможно. Холокост привел к психологическим уродствам, которые передались и следующим поколениям. Спорная тема, опасная? Да. Были и другие сильные картины.

ПРОВИНЦИАЛЬНОСТЬ КАК ПРИНЦИП

Тут-то и главная проблема. Устроители ММКФ во главе с Никитой Сергеевичем молодцы, что дают свободу отборочной комиссии. Но совершенно очевидно, что то смелое, неожиданное кино, которое комиссия отобрала для конкурса, руководство ММКФ совершенно не интересует. Хотя именно конкурсная программа – основа всех крупных фестивалей, с которыми Московский на словах пытается конкурировать.

Все прежние годы казалось, будто устроители ММКФ и его периодически сменяющие друг друга президенты не до конца понимают, что такое настоящий кинофестиваль. Не понимают, что фестиваль должен открывать миру новые имена, творить киносенсации – только тогда и станет авторитетным. Поэтому ММКФ и остается событием сугубо внутрироссийским, сориентированным на внутреннюю публику и местное начальство. Поэтому на него не приезжают известные иностранные киножурналисты.

Но теперь становится ясно: устроители фестиваля и уж точно его президент Никита Михалков все прекрасно понимают. Когда Московский кинофестиваль сумеет реально конкурировать с Каннским? Теперь уже точно никогда. Потому что фестиваль нужен его президенту Михалкову для других – особых – целей.

Почему так силен Каннский фестиваль? Потому что для него на первом месте кино, а лишь на втором – интересы Франции. Французские фильмы могут не побеждать в Канне по два десятилетия. При этом фестиваль все равно работает на интересы Франции – и имджевые, и экономические. Он активно поддерживает французских продюсеров, в том числе вкладывающих деньги в иностранное кино. Он дает прибыль. Наконец, все знают, что именно Франция делает кинофестиваль № 1 и выполняет в кинематографе особую культурную миссию.

Почему Московский фестиваль всегда будет проигрывать Каннскому? Потому что для него на первом месте интересы России, как их понимает Никита Михалков, и интересы самого Никиты Михалкова в России, и только на третьем – собственно кино.

Руководству фестиваля нужна сильная конкурсная программа (равно как и сильные внеконкурсные, в том числе демонстрирующие фильмы, не близкие г-ну Михалкову), чтобы не раздавалось упреков, будто фестиваль никудышный. Чтобы высокое начальство тоже слышало: фестиваль достойный. Но иностранные конкурсные картины явно, повторим, находятся вне сферы интересов президента ММКФ. И то право: чего с ними нянчиться? Ведь в иностранном киномире на призы ММКФ внимания почти не обращают. Да и у нас никто не помнит, какие иностранные картины были награждены на ММКФ даже год назад.

А вот награды отечественным фильмам – очень важны. Награжденные режиссеры окончательно станут сторонниками кинополитики Никиты Михалкова. А высокому начальству можно сказать: видите, даже на фоне серьезной международной конкурсной программы наши фильмы – лучшие. Но не всякие наши, не те чудовищные, которые теперь снимают некоторые молодые режиссеры (на прошлой неделе в Думе Никита Михалков говорил о чудовищном уровне нашей современной кинорежиссуры), а только те, истинно культурные и духовные, какие как раз и поддерживает ММКФ, которые смогут рождаться и выживать в прокате только с помощью истинно правильной, нашей, патриотической кинополитики.

До подведения итогов ММКФ автор этих строк думал было, что его устроители загнали себя в ловушку. Отечественных фильмов в конкурсе сразу три, все сделаны мэтрами: «Палата № 6» Карена Шахнахарова, «Петя по дороге в царствие небесное» Николая Досталя и «Чудо» Александра Прошкина. Наградить одного из мэтров – значит обидеть двух других. А никаких проблем! Фестиваль наградил всех троих. А из иностранцев – только мексиканку за режиссуру, да девочку из фильма Киры Муратовой «Мелодия для шарманки». Кому-то покажется, что фестиваль совсем уже переборщил, ведь Муратова – тоже мэтр нашего кино, разве что представляет теперь Украину. Ничего подобного. Муратову фестиваль подчеркнуто задвинул. «Мелодия для шарманки» была абсолютным лидером всех рейтингов – и рейтинга критиков, и рейтинга киноклубов, получила приз ФИПРЕССИ. Но она для руководства фестиваля как раз не наша. Наградить лишь девочку из фильма Муратовой – сродни насмешке. Хорошо, хоть девочку наградили: как выяснилось в кулуарах фестиваля, фильм Муратовой вызвал резкое неприятие руководства ММКФ.

Если прежде Московский фестиваль (пусть и прикидываясь явлением мирового масштаба) оставался событием внутренним и провинциальным из-за непрофессионализма его устроителей, то теперь он, похоже, делает принципиальную программную установку на провинциальность. В том числе и эстетическую. Все три отечественные картины, награжденные в этот раз, по-разному хороши. Особенно хорош «Петя», показывающий, как тоталитарное время ломает даже блаженных – добрый блаженный придумывает для себя не какую-нибудь роль, а милиционера и охранника. Но все-таки по темам и стилю все три фильма – из начала 1990-х. В Канн, Венецию, Берлин их бы сейчас ни за что не отобрали.

Другое дело, что идеологи ММКФ никогда не будут говорить о его «провинциальности». Они будут говорить о его «духовности».


09.07.2009






В контате моя страница ВК


КИНОТЕАТР "ВЕРТОВ"



АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО



ФИНАЛИСТЫ ПРЕМИИ "ЛАВР"


Величайшее шоу на Земле


УЧАСТНИКИ АРТДОКФЕСТ


Путин, люби нас!


ВРУЧЕНИЕ ПРЕМИИ 2013



СТУДИЯ ВЕРТОВ РЕАЛЬНОЕ КИНО


Портреты эпохи





ПОРТАЛ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО VERTOV.RU

Портал «Вертов» появился в сети Интернет в 1996 году и был первым ресурсом, посвященным документальному кино в российском Интернете. Много воды утекло с тех пор. За прошедшие годы появлялись и исчезали десятки сайтов и даже соцсетей, ориентированных как на профессиональное сообщество документалистов, так и на зрительскую аудиторию, любителей документалистики. Создатели «Вертова», не вступая в конкуренцию, наблюдали и по мере сил помогали подобным начинаниям. Но сегодня возникла ситуация определенного переизбытка информации. В новостных лентах и рассылках наряду с зернами, естественным образом появилось множество плевел. Эта шелуха зачастую просто не позволяет разглядеть главное. В этой ситуации мы переформатировали портал «Вертов» в своеобразный дайджест наиболее значимых (на наш взгляд) новостей, посвященных документальному кино, которые будут представлены в виде ссылок на источники информации. Иными словами, все самое важное из мира документального кино – на одной странице, которая даст пользователю возможность самостоятельного путешествия по запутанной сети, имея на руках качественную навигацию. Также, в последнее время в открытом доступе появилось немалое количество документальных фильмов. Мы возьмем на себя труд вычленять наиболее любопытные картины, создав своеобразный онлайн-кинотеатр, в котором постоянно будут показываться новые фильмы, извлеченные из всемирной сети легального видео. Помимо этого на портале «Вертов» будет представлено актуальное видео, посвященное документальному кино, а также – системой случайной выборки – фрагменты фильмов участников фестиваля «Артдокфест», финалистов премии «Лавровая ветвь», церемоний вручения премии и закрытия «Артдокфеста», фильмов производства студии «Вертов».




ПОДПИСКА ЧЕРЕЗ RSS



rss-поток




ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Главная | Контакты | Вакансии | Нашли ошибку?