"Коммерсант-Деньги" опубликовал объемный материал о Российской индустрии документального кино.



автор: Алексей Ходорыч


***
В производстве художественных фильмов и сериалов настали сложные времена: проекты закрыты, сотрудники уволены. В противовес им, документальные фильмы, снятые за несравнимо меньшие, порой в десятки и сотни раз, деньги, дают превосходные рейтинги, а иногда выходят на большой экран. Снять вполне коммерчески успешный документальный фильм может как большая студия, так и продюсер-одиночка, вложив всего несколько тысяч долларов.
ДМИТРИЙ ТИХОМИРОВ

У российской документалистики насыщенная история, она гремела на весь мир еще до Революции: на фильмах Вертова до сих пор учатся студенты киношкол мира. Помните очереди в кинотеатры в начале 90-х на «Легко ли быть молодым»? Фильм перевернул сознание многих! Не потеряла актуальность документалистика и сегодня: фильм «Двойная порция» Сперлока (режиссер в течение месяца питался в «МакДональдсе», набрал 12 кг, испортил печень, превысил холестерин, понизил сексуальное влечение…), заставил компанию снять с производства двойные порции Supersize в США, а фильмы Майкла Мура о Буше-младшем понизили рейтинг Президента!
Бюджеты - смех
Почему-то о производстве документальных фильмов не принято говорить как о бизнесе, а между тем, «в тихом омуте черти водятся». В России несколько сот студий, снимающих «документалку», в промышленных масштабах снимают фильмы ТВ-каналы, не говоря о множестве фанатиков: один «человек с камерой» может снять вполне успешный проект.
Как уверяет Виталий Манский, наверное, наш самый коммерчески успешный режиссер-документалист, продюсер, основатель студии «Вертов и Ко», «качественный документальный фильм можно снять и за пару тысяч долларов, а ТВ-каналы, особенно европейские, могут заплатить за него уже десятки тысяч!» Этой весной «Девственность» Манского даже вышла на киноэкраны, собрав $60 тысяч, была куплена Первым каналом (говорят, более чем за $100 тысяч), и показала другим, как надо работать… И зарабатывать. Недавние российские документальные «блокбастеры» «Плесень» (доля аудитории по Москве - 32,5%), вышедшая на ОРТ, «Великая тайна воды» (28-30%) на РТР, «Мясо» по НТВ (29,7%) отчетливо задали тенденцию ТВ-документалистики мирового уровня.
При этом, в отличие от съемок художественных лент, не надо искать актеров, нанимать огромную съемочную группу… Иногда цифровой видеокамеры, и хорошей идеи (героя) вполне достаточно! А в такой стране, как Россия, насыщенной историей, переворотами, событиями, природой, - темы буквально «валяются под ногами». «Коммерческий ларек открыть дороже, чем снять фильм», - пошутил один продюсер, собеседник корреспондента «Денег», и опыт многих его коллег подтверждает это! Пример программы НТВ «Русские не сдаются» тому доказательство: на каждый 40-минутный еженедельный выпуск – семь героев, и каждый, уверена специальный корреспондент НТВ Екатерина Гордеева, достоин отдельного большого фильма.
«В отличие от художественного, в бюджете документального технология, камеры, транспорт, монтаж и пр., занимают всего 40%, остальное, грубо говоря, сколько пропьет/проест автор. Если пьет он немного – и бюджет небольшой, - смеется Манский, - как известно, минимальная стоимость игрового фильма – $1 млн., но о каком бизнесе можно говорить, если бокс-офис – всего $22 тысячи! Но за $22 тысячи можно сделать отличную документальную ленту!».
«Снять за пару-тройку тысяч долларов вполне реально, - уверен Михаил Синев, один из создателей бренда «КИНОТЕАТР.DOC» *** ПОЧЕМУ БОЛЬШИМИ?, давно занимающегося продюсированием «малобюджеток», - фильмы Валерии Германики, Александра Малинина, Наташи Мещаниновой тому подтверждение. Себестоимость наших фильмов складывается из гонорара автора (ему нужно как минимум есть), аренды камеры (камера может быть собственной), звукового оборудования. Режиссеры обычно сами являются операторами и монтажёрами».
ТВ-зависимость
Документалистика бывает авторской и телевизионной. Последней ТВ-каналы несколько лет назад отдали лучший «прайм-тайм»: рейтинги показали, что «документалку», особенно скандальную (со звездами и криминальным оттенком), зритель принимает не менее охотно, чем сериалы, при этом стоит она во много раз ниже. Сейчас стоимость производства одной серии сериала - $100 - 200 тысяч, но даже с «форматной» документальной лентой можно уложиться в $10 - 15 тысяч! И при этом еще - повторять много раз в год, а это – чистая прибыль! Игорь Прокопенко, заместитель генерального директора по документально-публицистическим проектам "Рен-ТВ", уверяет, что «именно с "Рен-ТВ" началась современная линейка ТВ-документалистики: остальные, заметив наш успех, подхватили, хотя еще семь лет назад документальное кино было на задворках вещания!». Ряд каналов производит почти весь контент самостоятельно (Рен-ТВ), но большинство закупает у «независимых» студий (ОРТ, РТР). И оригинального контента давно не хватает, так что есть возможность вклиниться в этот рынок… Особенно если уложиться в пониженную кризисом смету, когда закупочные цены каналы серьезно снизили: за 44–минутный фильм РТР платит порядка 450 тысяч рублей (до кризиса, даже для не приближенных к каналу студий, «закупка» была около $25 тысяч).  ОРТ платит $30 - 60 тысяч за 52-минуты.
«Особенность документалистики, - уверяет Прокопенко, - нет линейной зависимости между деньгами и качеством, а кризис только на пользу - очистит ТВ от шелухи: отсутствие денег поможет творчеству, появлению оригинальных форматов, "чистой" документалистики».
Может быть, поэтому многие утверждают, в том числе Саида Медведева, глава продюсерской компании «Мастерская» (сняла нашумевшие «Плесень» и «Воду»), что «сейчас очень интересное время для входа в бизнес».
 «Если говорить о производстве документальных фильмов как об индустрии, работает она лишь в «форматных» фильмах для ТВ, - уверена Виктория Белопольская, заместитель руководителя творческо-производственного объединения канала "Культура", - авторское кино снимается исключительно на свой страх и риск, за собственные деньги, но именно эти ленты – и есть подлинная документалистика, увы, давно находящаяся в загоне!».
Другая крайность: многие «киношники» далеки от народа, снимая арт-хауз ради «мук творчества». Жизненных захватывающих историй мало, и, как справедливо замечает директор Major film Денис Филюков, 80% снятых в стране фильмов – никому не нужны! Почти идеальный баланс между коньюктурой и авторством (как тому же Манскому или Костомарову) удалось найти немногим, благодаря чему продавать свои фильмы на Европейский рынок (тот же франко-германский ARTE, голландский VPRO).
«Разве нормально, когда зарплата режиссера - $1 тысяча в месяц (10% от бюджета), а больше платить не мог, при таких закупочных ценах производство станет убыточно!, - уверяет Манский, сам в свое время снявший более 200 часов ТВ-документалки, - для сравнения: закупочная цена у ARTE – 80 тысяч евро! Когда я работал для ТВ, студия с трудом сводила концы, $15 тысяч за фильм – почти себестоимость! Было время - делали 50 фильмов в год, дым коромыслом стоял, но тут я приезжаю к своему приятелю, продюсеру, в Германию, и он жалуется: «Так устал, за год - три фильма!»
Иди и снимай
Для документалистики потребуются несопоставимо меньшие деньги, чем для художественного кинематографа, но их еще надо найти! Есть несколько путей: снимать на свои, договориться с ТВ-каналом, получить гранты Госкино… Правда, как говорят опытные люди, если нет связей, о последнем можно забыть: выигрывают их обычно одни и те же люди, как правило, работающие на «старых» студиях: Ленинградской, Свердловской, ЦСДФ.., чья задача - не поддержание современной документалистики, а сохранение рабочих мест для старых «профессионалов». Как уверен в прошлом креативный продюсер «Кино без границ», занимавшийся прокатом «Девственности» (ныне с Сергеем Ливневым создавший кинокомпанию «ЛеопАРТ») Антон Мазуров, «пока там останутся работать "такие кадры», и будет непрозрачным механизм финансирования, ничего не изменится". Виктория Белопольская прекрасно знает, что "все главные документальные фильмы последнего времени сделаны без участия Госкино. Были случаи, когда один именитый режиссер, получив грант, оказалось, ничего и не думал снимать, замотался с разводом, запил, другой просто исчез».
Бюджеты авторских фильмов - много экономнее… Именно поэтому, при наличии таланта и хорошей идеи, съемками фильма может заняться практически каждый: пишется сценарий (или ищется интересный герой, по принципу «реальное кино» Манского - жизнь как есть, без сценария), арендуется камера, свет, «пост-продакш»: монтаж, дикторский текст, музыка, титры. Режиссеры-одиночки так и работают. Одна из них - Лиля Вьюгина, до этого десять лет проработавшая в компании Алексея Пиманова, но "ради свободы творчества" занявшаяся собственным производством. Лиля уверяет, что даже «с вполне себе форматным фильмом укладывается в $15 тысяч».
«Ежегодно я снимаю пару фильмов, на темы, которые мне интересны, и на жизнь вполне хватает, - уверяет Вьюгина, - и никакого конвейера! Если же каналу интересен сюжет, он может открыть финансирование, выплатив аванс, но пока его нет, что бы не простаивать, начинаю съемки на собственные, оператора прошу поработать в кредит».
Саида Медведева, уйдя со штатной ТВ-работы в «свободное плавание», затеяв свой собственный первый фильм  «Мужчина и женщина», так же попросила оператора поработать в долг. Так многие начинали: ведь кино держится не столько на технике, сколько на людях.
«Сейчас один съемочный день: с техникой, оператором, транспортом, стоит $500, - делится опытом Вьюгина, - если для фильма необходимо десять смен, - уже $5 тысяч, столько же потребует монтаж, написание музыки другом-композитором еще $500, покупка хроники в Красногорском архиве, по $100 за минуту… Как-то, кажется, Эрнст говорил, что  "мы должны выйти на стоимость минуты «документалки» в $1 тысячу, что б без ущерба качеству».
«Треть бюджета – вознаграждение авторов, треть – техника, 20% - студийные расходы, еще 20% - незапланированные траты», - знает Денис Филюков, сейчас замахнувшийся на фильм за 5 млн. рублей о нанотехнология. Актуально, потому и деньги найдены!
Александр Радов в своей студии "Фишка-фильм" снимает для ТВ-каналов пару десятков фильмов ежегодно: его студию можно назвать вполне успешной. У Радова есть примеры, когда ему производство стоило $3 - 5 тысяч.
Радикально сметы снизились вслед за развитием технологий: за последние несколько лет, с появлением недорогих цифровых камер (теперь вовсе необязательно покупать или арендовать дорогой Betacam, за $4 - 10 тысяч можно купить камеру High Definition (HD), нелинейный монтаж - на «Пентиуме»). Студенты ВГИКа десять лет назад могли о подобном лишь мечтать...
«Некоторые эпизоды я снимал на 150 и 170 «соньки» стоимостью $3 тысячи, и никто из профессионалов не смог отличить от снятого на Betacam за несколько десятков тысяч, - уверяет Радов.
Перед дефолтом 98 года, задумав снять минисериал "Живой Пушкин" к 200-летию поэта, Радов набрал кредиты, заложил квартиру, - несколько "пилотов" стоили $400 тысяч.Но проект не пошел, еще пять лет расплачивался, "бандиты чуть не убили"... Сейчас это стоило на порядок дешевле!
Другие расходы: оплата объектов: "Ритуал" за час съемки на кладбищах оценивает в 3,5 тысячи рублей, песни Высоцкого (авторские - у его родственников) - $200/минута, ВГИК за съемки на своей территории - 15 тысяч. Еще многие «раскрученные» герои просят за интервью деньги: по слухам, Нина Русланова оценивает общение с собой в $1 тысячу, Петр Мамонов как-то попросил тысячу евро, а когда ему пожаловались, что "нет денег", крикнул в трубку: "Ищите спонсора", Рой Медведев просит небольшую плату за исторические комментарии…
«Тем не менее, продакшн в России в 10-15 раз дешевле, чем на западе, - уверяет Радов, - удивляюсь, почему еще не нашлись богатые люди, готовые инвестировать в производство, и потом дистрибутировать фильмы на Запад, где сотни каналов, способных платить хорошие деньги»
«Мы снимали фильмы за $20 тысяч, которые, если б были сняты в Швеции, минимум $120 тысяч стоили!», - уверен Манский.
Саида Медведева так же уверена, что создание крупной продюсерской компании, своего рода «завода по производству фильмов», может окупиться за несколько лет.
«Сколько у тебя есть денег, за столько и снимешь фильм, - говорит генеральный директор Major film Денис Филюков, - но бюджет среднего телевизионного фильма, если съемки идут в Москве, без командировок, с покупкой хроники, уложится в 300-400 тысяч рублей».
«Самый простой рецепт создания "форматного" фильма - берешь более-менее известную личность, и делаешь фильм, - советует Лиля Вьюгина, - авторское кино снимается по другим законам... Для Игоря Прокопенко в документальном кино непременно должны быть три составляющих: участник событий (герой), документы (доказательства), хроника.
У авторского кино два пути: на фестивали (только в России порядка десяти докфестивалей, самый известный – Артдокфест), в Европу, Интернет… «Фильмы, показанные на фестивалях, обычно так и остаются фестивальными, - сожалеет режиссер Дарья Хлесткина, - если фильм и продается на ТВ, то на европейское. А многие фильмы можно посмотреть лишь в Интернете. Думаю, что скоро, в свете борьбы с пиратством, некоторые ресурсы начнут взимать за просмотр минимальную плату, как на Западе». И такой опыт уже есть – «Вертов и Ко» начала продавать фильмы через свой сайт, и за первый день пара десятков человек купила фильмы за sms.
Продажная ведомость
Но мало снять фильм – главное, его продать. Федеральным телеканалам авторское кино, за редким исключением скандальных лент, не интересно.*** А КАК ЖЕ МЫ ПИШЕМ В САМОМ НАЧАЛЕ, ЧТО ПРОДАТЬ НЕ ПРОБЛЕМА? В ПОНИМАЮ ИДЕЮ, ЧТО ВСЕ-ТАКИ ЭТО СЛОЖНО, НО МОЖЕТ КАК-ТО ИНАЧЕ, НЕ ОГОРАШИВАЯ НАПИСАТЬ?
 В России закупают авторское кино лишь «Культура», и кабельный специализированный «24док». Вот только закупочные цены у обоих этих каналов, прямо скажем, смешные, и при самом удачном раскладе не вернут даже половины стоимости производства малобюджетной ленты: на "Культуре" - до $1 тысячи, у "24док" - $200 – 500 за фильм. Но начинающему автору/продюсеру пробиться с помощью этих каналов, как-то себя зарекомендовав, вполне реально. «Культура» в сезоне 07-08 закупила до 90 часов авторской российской документалистики (и еще заказала 200 часов у независимых студий, по средней цене - $15 тысяч).
«24док» ежегодно закупает 400-500 часов «документалки».
Четыре года назад его создатели почувствовали интерес к документалистике, и не прогадали. По словам генерального продюсера "24док" Игоря Золотаревского, проект окупился за 1,5 года! Фамилии тех, кто определяет направления документальных линеек на главных каналах: ОРТ (Вольнов), РТР (Шумаков, Алексеев), НТВ (Картозия) известны всем «независимым» режиссерам/продюсерам.
Многие «киношники» связывают свои надежды именно с кабельным ТВ, пусть пока и не способным платить достойные деньги, но в будущем все может измениться, с появлением  конкуренции. Есть подобные надежды и у начавшего вещать в конце апреля Russian Travel Guide, чья база подписчиков всего за пару месяцев достигла 7 млн. (к концу лета каждый будет приносить каналу чуть меньше 4 рублей). Учредители канала так же надеются на быструю окупаемость: несмотря на то, что производство собственных фильмов, начатое еще полтора года назад (отснято более 90 часов) обходится каналу недешево (на него идет 2/3 от $10 млн. годового бюджета).
 «Страна у нас большая, расходы велики, - рассказывает генеральный директор канала Федор Стрижков, - у нас пять съемочных групп постоянно в командировках по стране, в каждой - восемь профессионалов, а это - перелеты (аренда часа одного вертолета стоит 80 тысяч рублей), гостиницы, поездки, но зато и качество съемок природы, достопримечательностей у нас, - какого раньше на отечественном ТВ просто не было. К примеру, в плохую погоду мы вообще не снимаем - вся группа ждет солнца. Отсюда и бюджеты, от 400 тысяч до 2 млн. рублей за 45-минутный фильм. Мы рассчитываем через 2,5 года выйти на окупаемость, наша цель - абонентская база в 100 млн. зрителей по всему миру, это вполне реально! Оказалось, интерес к России огромный: как у нас, так и в мире, ведь никто ее так не показывал, - до нас!»
От девственности до плесени
Кинопрокат пока для документального кино почти закрыт, в отличие от Европы и Америки. По словам Саиды Медведевой, «Плесень» неделю шла при полных залах в Лос-Анжелесе! Впрочем, как прекрасно знает продюсер Антон Мазуров, и в России есть успешные примеры. Французская документальная лента "Птицы" в 2003 году собрала $1 млн., "Форенгейт" Мура - $450 тысяч, две ленты Ринаты Литвиновой, демонстрирующиеся в кинотеатрах с DVD-дисков (даже не переведенные на кинопленку, что, кстати, позволило сэкономить $1 - 3 тысячу на каждой копии) - $80 - $150 тысяч». Возможности зарабатывать вполне существуют, главное – их использовать. "Девственность" Манского весной собрала всего $60 тысяч, но зато подогрела интерес к отечественной авторской документалистике у зрителей, привыкших к голливудским блокбастерам, и Манский не сомневается, что потраченные на "Девственность" более $200 тысяч быстро окупятся. «Фильм, снятый за $100 тысяч, даже на внутрироссийском рынке вполне может принести $200-300 тысяч, - уверяет Манский, - если, конечно картина конкурентоспособна, ТВ-каналы за его показ могут заплатить и $100, и $200 тысяч, DVD-рынок может принести еще $100 тысяч». Главное – достучаться и найти своего потребителя (к примеру, «Другое кино» продает свои DVD в модных кафешках, типа «Проект ОГИ»).
А Денису Филюкову повезло: удалось пристроить 4 тысячи тиража сериала «Тайны забытых побед» в школьную программу, по 600 рублей за комплект из 6 дисков!
Для того, что бы стать прибыльным, фильм должен быть или скандальным, или блокбастером! В производстве последних лидер - продюсерская компания "Мастерская", с "Водой", "Плесенью", грядущими премьерами "Любовь", "Смерть". Правда, появление фильмов такого уровня, с бюджетами от $1 млн., стало возможным лишь благодаря интересам крупных бизнесменов из совершенно непрофильных сфер: Саида Медведева смогла заинтересовать своими идеями совладельца «Металлоинвеста» и Coalco Василия Анисимова.
«Наконец, наша документалистика доросла до «длинных» денег, - довольна Медведева, - качественный фильм способен приносить доход десятки лет! Главное – правильная дистрибуция, но пока мы учимся на своих ошибках».
Медведева предупреждает западные продакшн-компании, «что и этому мы скоро научимся, тогда сразу выйдем на мировой рынок!»
«Во всем мире авторское документальное кино делается при ко-продюсировании ТВ-каналов, - уверяет Виктория Белопольская, - каналы из разных стран "скидываются" на один проект, а после каждый получает право показа фильма на своей территории. У нас же почему-то каналы уверены, что массовый зритель не будет смотреть авторское кино, хотя во многом сами в этом виноваты, убив хороший вкус своей сеткой».
16.07.2009






В контате моя страница ВК


КИНОТЕАТР "ВЕРТОВ"



АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО



ФИНАЛИСТЫ ПРЕМИИ "ЛАВР"


Вера Холодная


УЧАСТНИКИ АРТДОКФЕСТ


Алёхин


ВРУЧЕНИЕ ПРЕМИИ 2013



СТУДИЯ ВЕРТОВ РЕАЛЬНОЕ КИНО


Голод во лжи





ПОРТАЛ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО VERTOV.RU

Портал «Вертов» появился в сети Интернет в 1996 году и был первым ресурсом, посвященным документальному кино в российском Интернете. Много воды утекло с тех пор. За прошедшие годы появлялись и исчезали десятки сайтов и даже соцсетей, ориентированных как на профессиональное сообщество документалистов, так и на зрительскую аудиторию, любителей документалистики. Создатели «Вертова», не вступая в конкуренцию, наблюдали и по мере сил помогали подобным начинаниям. Но сегодня возникла ситуация определенного переизбытка информации. В новостных лентах и рассылках наряду с зернами, естественным образом появилось множество плевел. Эта шелуха зачастую просто не позволяет разглядеть главное. В этой ситуации мы переформатировали портал «Вертов» в своеобразный дайджест наиболее значимых (на наш взгляд) новостей, посвященных документальному кино, которые будут представлены в виде ссылок на источники информации. Иными словами, все самое важное из мира документального кино – на одной странице, которая даст пользователю возможность самостоятельного путешествия по запутанной сети, имея на руках качественную навигацию. Также, в последнее время в открытом доступе появилось немалое количество документальных фильмов. Мы возьмем на себя труд вычленять наиболее любопытные картины, создав своеобразный онлайн-кинотеатр, в котором постоянно будут показываться новые фильмы, извлеченные из всемирной сети легального видео. Помимо этого на портале «Вертов» будет представлено актуальное видео, посвященное документальному кино, а также – системой случайной выборки – фрагменты фильмов участников фестиваля «Артдокфест», финалистов премии «Лавровая ветвь», церемоний вручения премии и закрытия «Артдокфеста», фильмов производства студии «Вертов».




ПОДПИСКА ЧЕРЕЗ RSS



rss-поток




ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Главная | Контакты | Вакансии | Нашли ошибку?