Оператор Ирина Шаталова о телеформате.



Материал с Док Блога


Август оказался каким-то шебутным. Толпы «независимых» телевизионных продюсеров и студий вдруг набросились на нас со своими предложениями. Ни с того ни с сего. Никогда мы не пытались с ними сблизиться хоть на толику.

И, знаете, самое удивительное – они отдают себе отчет, что мы с российским телевидением не связаны. И к этому не стремимся. Они даже это подчеркивают. И все, как один, твердят о каком-то новом уровне кино на телевидении, об отсутствии жестких форматов, о необходимости представлять на каналы теперь что-то новое и резкое. Сказочники.



В любом случае каждый такой разговор скатывается в финале к ИХ понятиям - «синхрон», «перебивка», «красивая картинка», «репортажная съемка», «нарезка», «реконструкция», «запишем» и так далее. В общем, к тем понятиям, которыми мы не мыслим в любом случае. Их выдаёт ИХ же язык.

Или же может, как бы вдруг, по ходу разговора проскользнуть фраза о необходимой выработке в 26 минут в день для нового прорывного сериала в стиле док! Что тоже является бредом. Так или иначе, в конце бесед становится неясно, что же нового все они хотят привнести на тв. И, главное, - зачем они решили позвать нас?!

Ну, допустим, деньгами нас на такое не завлечешь. Потому мы и не всегда доходим в этих беседах до озвучивания суммы гонораров. Но иногда, хотя бы ради интереса, любопытно её услышать. Мол, что там сейчас на ящике люди жируют или как?

И уж объявление гонораров повергает нас каждый раз в состояние полного непонимания! Мало того, что тебя приглашают на заведомо отвратительную, форматную, «антиавторскую» работу, так еще хотят лишить тебя хотя бы материальной оплаты морального ущерба за это безобразие!

Сейчас бюджет 44-минутного фильма для РТР составляет порядка 450 тыс. руб. На его производство от начала до конца режиссеру дают два месяца, сумму гонорара, вы себе представить можете. Госкиношные сметы всегда считались маленькими. Но в нынешних кризисных условиях они при любых раскладах оказываются как минимум в два раза больше бюджета крупнейших отечественных телеканалов. Что это за чудеса? Что на этом телевидении происходит? Рекламу-то хоть крутят, ау?!

Как точно и грамотно говорит Виктория Белопольская: "Если говорить о документальном кино как об индустрии, работает она лишь в нише форматных фильмов для ТВ. Авторское кино снимается исключительно на свой страх и риск, за собственные деньги, но именно эти ленты и есть подлинная документалистика, увы, давно находящаяся в загоне... Во всем мире авторское документальное кино делается при копродюсировании ТВ-каналов, каналы из разных стран скидываются на один проект, и каждый получает право на фильм в своей стране. У нас же почему-то уверены, что массовый зритель не будет смотреть авторское кино,— сами виноваты, убили хороший вкус!"

Вообще считается, что в России авторский док закупают лишь "Культура" и кабельный 24ДОК, и цены у обоих невысоки — не вернут даже половины стоимости производства малобюджетной ленты: на "Культуре" — до $1 тыс., на 24ДОК — $200-500 за фильм. Говорят, "Культура" в прошлом сезоне закупила до 90 часов авторской российской документалистики. 24ДОК ежегодно закупает 400-500 часов. Его создатели, четыре года назад заинтересовавшиеся документалистикой, не прогадали. По словам генпродюсера 24ДОК Игоря Золотаревского, проект окупился за полтора года!

Еще в 2004-м году Мария Кувшинова написала статью про Константина Эрнста и Александра Голутву, которые якобы тогда закрепили «Генеральное соглашение о сотрудничестве» в области неигрового кинематографа». «Первый канал» заявлял, что стремится попасть в число крупных игроков на рынке документального кино и планирует ставить неигровые фильмы в прайм-тайм, двигаясь в направлении «от телепередач к серьезной документалистике». Предполагалось, что Министерство культуры окажет телекомпании кадровую и финансовую помощь, поддерживая то, что принято называть культурно значимыми проектами...
Александр Голутва отмечал, что у документального кино практически нет перспектив в кинотеатральном прокате, поэтому партнерское соглашение с крупным телеканалом представляется серьезной возможностью возродить отечественное документальное кино. «Мы испытываем колоссальную заинтересованность в выходе на широкую аудиторию», — заявлял Голутва на встрече...

Прошло пять лет с тех заявлений. Появилась ли «серьезная документалистика» на телевидении? За это лето, в период кризиса, несформированной и экспериментальной сетки, мы узрели на «Первом» всего один настоящий авторский неигровой фильм, да, и тот - американский. И нашли мы его случайно. Может, их было и больше. Но что-то молчит блогосфера, молчат коллеги.

Зато все твердят про такой, якобы, феномен как фильм «Подстрочник». Лежал десять лет, никто его не показывал; если бы не цепочка случайностей, - так бы и пролежал; «антиформат»; «теперь всё возможно» и так далее.

А Александр Гутман, с которым нам трудно не согласиться, говоря о "Подстрочнике", признался: «В этих программах, а я намеренно называю этот телевизионный продукт именно ПРОГРАММЫ каких-либо открытий не было... Что же касается формы, то к документальному кино этот контент, как сейчас это принято называть,  не имеет никакого отношения. Это телевизионные программы, фильмы, продукты, причем не очень высокого художественного качества. Но вероятно авторы этого сериала и не ставили перед собой этой задачи. Для них, как мне кажется, гораздо важнее сегодня  разговор об общечеловеческих ценностях, о которых на сегодняшнем телевидении практически забыли.
Я уверен, что такой продукт может и должен иметь место на сегодняшнем телеэкране (еще не все русские интеллигенты умерли) и уж, в любом случае, это лучше, чем бесконечные  псевдодокументальные "консервы" или Дом-2, но давайте определимся, с чем мы имеем дело. Если это работа профессионала,  даже телевизионного, то тогда необходимо соотвествовать определенным  профессиональным критериям, или же смело сказать, что вот отличный любительский фильм. Что ж, и любительские фильмы могут быть замечательными, и могут и должны иметь свое  место на российском телевидении
». 

Не был бы форматом – не показали бы.

И даже в несезонное время во всю работает контр-программирование, даже после полуночи. Видали недавно крутили сериал Манского «Поколение» на СТС, а несколькими минутами раньше – сериал Мирошниченко «Рожденные в СССР» по РТР. Глядите, соревнуются! Два монстра, как принято их называть в СМИ, российской документалистики сделали совершенно форматные сериалы, озвучили их, как требовали этого каналы, напилили разноцветных «плашек» на пол экрана, поделили фильмы на части до рекламы и после, с присущими повторами содержания где-то в середине, заработали на этом денег и теперь могут наблюдать друг друга в телеящике из собственных домов. Вот удовольствие-то! Впрочем, это вполне понятно, когда два взрослых профессионала идут на жесткие и тупые условия, ради денег. Эти деньги им, действительно, нужны. У них большие студии, семьи, ученики. Все хотят хорошего кино.

Но, продюсеры, очнитесь, зачем вам масса проблем на свою шею? Зачем вам эти молодые и упрямые документалисты? Есть профессионалы с телевидения. Они вам и «синхроны запишут», и «перебивок» наснимают, как и «красивых картинок», и «реконструкцию нарежут»… Не обращайтесь к таким, как мы. Ведь кого-то вы сможете ввести в заблуждение, соблазнить.
Вы сами будете от этого страдать, и их доведете до нервных срывов.

Лучше всего, распечатайте большими буквами высказывание главного телевизионного босса, Константина Эрнста, и повесьте у себя в кабинете прямо перед носом:

«Глупо предлагать рынку продукт, который не нужен массовой аудитории. Мы работаем в жанре гиньоля и должны развлекать тех, кто собрался на площади, иначе они разбегутся кто куда. Таков закон жанра. Я здесь не для того, чтобы реализовывать свои художественные амбиции, и очень хорошо это понимаю. Телевидение — это общественная столовая. Можно, конечно, предложить народу фуагра и королевские креветки. Но народ поковыряет вилкой, поморщится и скажет: «Пора менять повара». И будет прав. Мы работаем в сфере обслуживания населения».
02.09.2009






В контате моя страница ВК


КИНОТЕАТР "ВЕРТОВ"



АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО



ФИНАЛИСТЫ ПРЕМИИ "ЛАВР"


Вера Холодная


УЧАСТНИКИ АРТДОКФЕСТ


Алёхин


ВРУЧЕНИЕ ПРЕМИИ 2013



СТУДИЯ ВЕРТОВ РЕАЛЬНОЕ КИНО


Голод во лжи





ПОРТАЛ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО VERTOV.RU

Портал «Вертов» появился в сети Интернет в 1996 году и был первым ресурсом, посвященным документальному кино в российском Интернете. Много воды утекло с тех пор. За прошедшие годы появлялись и исчезали десятки сайтов и даже соцсетей, ориентированных как на профессиональное сообщество документалистов, так и на зрительскую аудиторию, любителей документалистики. Создатели «Вертова», не вступая в конкуренцию, наблюдали и по мере сил помогали подобным начинаниям. Но сегодня возникла ситуация определенного переизбытка информации. В новостных лентах и рассылках наряду с зернами, естественным образом появилось множество плевел. Эта шелуха зачастую просто не позволяет разглядеть главное. В этой ситуации мы переформатировали портал «Вертов» в своеобразный дайджест наиболее значимых (на наш взгляд) новостей, посвященных документальному кино, которые будут представлены в виде ссылок на источники информации. Иными словами, все самое важное из мира документального кино – на одной странице, которая даст пользователю возможность самостоятельного путешествия по запутанной сети, имея на руках качественную навигацию. Также, в последнее время в открытом доступе появилось немалое количество документальных фильмов. Мы возьмем на себя труд вычленять наиболее любопытные картины, создав своеобразный онлайн-кинотеатр, в котором постоянно будут показываться новые фильмы, извлеченные из всемирной сети легального видео. Помимо этого на портале «Вертов» будет представлено актуальное видео, посвященное документальному кино, а также – системой случайной выборки – фрагменты фильмов участников фестиваля «Артдокфест», финалистов премии «Лавровая ветвь», церемоний вручения премии и закрытия «Артдокфеста», фильмов производства студии «Вертов».




ПОДПИСКА ЧЕРЕЗ RSS



rss-поток




ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Главная | Контакты | Вакансии | Нашли ошибку?