Артдокфест замечательный. Расписание составлено очень грамотно, программы не размазаны по всему фестивалю. Если тебя интересует исключительно "Ящик" или "Хроника", то можно посмотреть практически весь цикл фильмов в один день. Шикарные каталоги, опять же - удобно составленные. Технических проблем пока (тьфу-тьфу-тьфу) никаких). Правда до 18.00 сегодня зрителей было совсем мало, но к конкурсной программе подтянулись, и в фойе уже образовалась маленькая толпа. Я с 12 до 18 посмотрела 5 фильмов программы "от А до А" и на конкурс не осталась: все-таки документальное кино психологически выматывает, заставляет страдать. Ушла вся в сердечных муках, поехала зализывать раны до завтра. Тем более, я собрираюсь всерьез на "реальную ночь" через неделю, там всю конкурсную программу нон-стопом и посмотрю. Кто со мной?
Очень жаль, что не с кем поделиться, поэтому я хотя бы здесь напишу про фильмы, которые видела. "Занавес", реж. Владимир Головнев. фильм-памятник всем провинциальным актерам. Артисты театральной труппы города Ирбит (Боже, где это?) репетируют "Айболита", имеют постоянные терки с режиссером, разъезжают по окрестным деревенским детсадам на раздолбанном автобусе и считают, что достойны лучшей участи. В конце - говорят о душе, о том, что каждый раз, выходя на сцену, оставляют душу за кулисами, о том, что просят прощения у Бога после каждого спектакля, о том, что деградируют от такой работы. А детские лица в зале - сияют от радости: дети - благодарные зрители, они - ценят.
"Вдвоем", реж. Павел Костомаров. Живой Тарас Бульба - художник Владимир Лобода и его жена Людмила живут вдвоем в украинской мазанке, окруженный как положено плодовым садом, а все свободное время посвящают творчеству. Их хата - настоящий музей современного искусства, в котором рядами стоят деревянные сисястые и писястые скульптуры, висят картины, которые "спасают от жизни" благодаря своей яркости и нестандартному сочетанию красок, а самодельные "ляльки", куклы из мешковины и соломы водят хоровод прямо над кроватью. Владимир и Людмила рассуждают об искусстве, жизни, счастье, предназначении человека и, конечно, рассказывают историю своей любви. Поскольку это все-таки и есть фильм о любви, главную смысловую скрипку автор поручает вести Женщине, несмотря на доминирующую роль мужа-творца-главы семейства.
"Глубинка 35Х45", реж. Евгений Соломин В сибирской сельской местности заезжий фотограф делает снимки местых жителей на новый российский паспорт, который нужно получить взамен старого, советского. К нему приходят древние старухи, которым осталось жить всего ничего, работяги, которые по очереди фотографируются в одном и том же пиджаке, мужики, которым вроде паспорт и ни к чему, они три года до райцентра не доезжали. Фотограф пытается разговорить людей, и они охотно делятся наболевшим. Лица, лица, лица - портрет нашей страны. Парень, работающий дояром, бабуля 92-х лет, немка по национальности, пышногрудая молодка, пожилая, но молодящаяся баба, купившая новую кофточку для фотографии.. Хороший момент - сельская свадьба в разгаре, фотограф отплясывает по центру, и тут гонят с пастбища стадо коров. Мужики, как были, в белых рубашках, каждый загоняет домой свою корову. Победитель фестиваля "Россия" этого года.
"Следующее воскресение", реж. Олег Морозов. Победитель прошлого Артдокфеста. Очень жесткий фильм, много мата, голых сисек, мне показалось, не всегда их появление было оправдано необходимостью. Фильм сильный, даже отталкивающе сильный. Герои его - люди, которых уже на свете нет. Они все умерли по разным причинам, в основном от водки и от наркотиков. Действие происходит в Калининградской области. Поколение постарше пропивает себя. Ободранные стены, нищета. Смерть от паленой водки, захлебнулся в канаве, выпил на спор из горла полтора литра и умер.. Поколение помладше сидит на героине. Несколько девушек вмазываются "на камеру", ловят приход, рассказывают, как мечтают завязать, как продают вещи из дома, чтобы купить у цыган героину. Красивые девушки, хорошо одеты, в машинах. Богатые немецкие дома. Беспросветно: что старые, что молодые, что бедные, что богатые - все одно. Проклятый край? К мысли о проклятье наталкивает вставленные в фильм сцены двух "старателей", которые разбирают фундамент какого-то старого немецкого дома в поисках сокровищ и рассказывают, как они будут вырывать у фрицев их золотые зубы, а кости пустят "на уху". Такие люди заслуживают проклятья и смерти. Я так поняла мысль авторов. В целом, фильм очень жесткий, страшный, единственное, что заметно - давление авторов, которые хотят сделать больнее, стараются всеми средствами повлиять, усугубить. Я это не очень люблю, поэтому считаю, что натурализма могло было быть и меньше. Но фильм увидели, наградили, обсуждают. Мне кажется по степени безжалостности, эта картина похожа на фильмы Манского, не зря же она победила на фестивале, где Манский президент.
"Анастасия", реж. Виктор Лисакович Дочь офицера российского императорского флота Анастасия Ширинская-Манштейн, рассказывает о событиях 1920 года, когда русская эскадра отплывала из Севастополя, увозя десятки тысяч эмигрантов к берегам Туниса. В тот год ей было 8 лет, сейчас более 90. Она написала книгу об этих событиях, и старается вернуть историю на круги своя. История о судьбах русской эмиграции, о том, как они жили на корабле 4 года, пока советские власти не прислали делегацию, чтобы забрать судна. Только тогда эскадра была расформирована, а флаг спущен. Все моряки отправились на сушу и стали искать работу, кто где. Слушаешь эту женщину, очевидца главной трагедии страны, осознаешь масштабы несчастья... Но она удивительно оптимистично настроена: "70 лет я ждала, когда Россия опомнится. 70 лет - это так МАЛО с точки зрения 1000-летней истории. Пройдет время, вообще все встанет на свои места". Не знаю. Немало еще надо времени, чтобы взрастить достоинство в нации, после того, как его полностью не стало. Вот 1000 лет, наверное, и надо. Бабуля просто не в курсе, что у нас в Долгопрудном постоянно ссут в лифте и харкают на кнопки.
8.12, во вторник в 9.00 будут повторять фильм "Джинсы из Китая" в малом зале Художественного и еще один показ 11.12. в Пионере в 12.00. Не самое удобное время, но фильм стоит того, чтобы опоздать на работу или учебу.
А теперь обо всем по порядку.
Сегодня народу раза в два больше, и даже малый и синий залы - под завязку весь день. Сегодня же обнаружились первые огрехи расписания. Во-первых, большой перерыв, мертвый час с 13.30 до 15.00, во время которого - ни в одном зале ничего не идет (за исключением фильма, продолжительностью 9 часов, который показывали в малом зале весь день). Во-вторых, повторы фильмов не очень правильно поставлены в сетке. Если фильм показывают первый раз утром, то в другие дни надо повторять его днем или вечером. И наоборот. А так, получается, если я, например, хожу только с утра, и на вечерние сеансы не попадаю. Несколько фильмов, которые мне интересны у меня нет шансов увидеть в принципе.
Посмотрела пять фильмов.
"Настоящая любовь", Нидерланды - Бразилия. Пожилые и просто очень старые люди из Рио-де-Жанейро читают вслух эротические стихи Карлоса Драммонда де Андраде, который прожил 98 лет и написал их целую кучу. Он очень известен в Бразилии. Стихи предельно откровенные, у нас бы такое никто на камеру читать не стал. Есть и образные, типа "Какая сила толкает наши члены в ту утробу, которую Платон считал совершенной?" и более прозрачные "твоя невинная вагина спит", "попка - это прекрасно", "нирвана большого пениса" и так далее. Супруги, подруги, дети и родители совместно читают без ханжества, без стеснения, про оргазм, про клитор, восторгаются. Всем очень нравится. Одна женщина читает стихотворение под названием "Она целовала мой член" и плачет от переполняющих ее чувств. Параллельно дедки вспоминают свою молодость, рассказывают о том, сколько у них было женщин, и как секс важен в любви, а любовь в сексе. Поражает такая раскованность и принципиально другое отношение к любви на другом конце земного шара. Чистенький дедушка 85 с половиной (подчеркивает эту половину) лет рассказывает о том, как он привел своему сыну знакомую, чтобы тот лишился девственности. Бабулька делится своими былыми фантазиями как будто рецептом пирога. Другая планета, другая. Да, член по-португальски Membru, так часто повторяли это слово, что оно запомнилось. Пригодится))
"Джинсы из Китая", США Перед показом вышла программный директор Виктория Белопольская и сказала, что фильмы такого масштаба и такой глубины авторской мысли у нас в стране пока не делают, и, само собой, увидеть больше нигде нельзя. Картина посвящена будням китайской фабрики Лифенг, производящей джинсы по заказу крупных американских и европейских компаний. То есть, сразу становится ясно, что все фирменные джинсы шьют в Китае (а не фирменные - подавно). Главная героиня, Жасмин, 17 лет, приезжает из провинции Сычуань, где ее семья живет в деревне и с трудом может прокормиться, и устраивается на фабрику обрезчицей ниток. Она срезает лишние нитки уже с готовых брюк и очищает их от мусора. Девушка рассказывает об условиях труда (начиная с того, что оплата составляет 6 центов в час и далее по нарастающей, так, что волосы на голове шевелятся). Хозяин фабрики тоже рассказывает об условиях работы, напирая на то, что все работники довольны своей комфортной жизнью. Я вообще не представляю, как авторы добились разрешения снимать на этой фабрике. Хотя в конце титров они говорят о том, что часть материалов у них была конфискована, и несколько раз им запрещали снимать. Конечно, фильм очень сильно идеологизирован, он просто кричит о нарушении прав человека, эксплуатации несовершеннолетних, рабском труде с настоящими надсмотрщиками. И виноватые тоже найдены - это крупные корпорации, добивающиеся все большего снижения закупочных цен у поставщиков. Поскольку, в Китае много таких фабрик-конкурентов, заказ, конечно, достанется той, кто запросит минимальную цену. А сокращение цены прежде всего отражается на рабочих. Корпорации закупают у китайцев джинсы за 4 доллара штука!!! Из этих четырех всем рабочим за их совместный труд идет 1 доллар с пары. Теперь, надевая всякий раз джинсы, я буду волей-неволей думать о тех несчастных, кто их делал. Я так прониклась, что мне захотелось перечислить денег в какой-нибудь фонд защиты китайцев. Честное слово. Стальные люди, невероятно сильные.
Город солнца, реж. Александр Муругов Конкурсный фильм. Интересный. О том, как один мужик из-под Екатеринбурга решил организовать православную общину, которая жила бы по законам утописта Томмазо Кампанелла, автора книги "Город солнца" и по законам православия, конечно. Дядька собрал с десяток окрестных алкашей и помаленьку стали строить, работать, молиться. Двух покрестили, батюшка из церкви помогал с одеждой и продуктами... Отношение к происходящему на экране трижды менялось по ходу фильма. Сначала скептическое "что за секта еще?", потом одобрительное "А мужички-то работают, в жизни там у них ведь никого нет, а тут смотри-ка, стараются не пить, и все вроде как семья". Финал грустный - зима кончилась, потеплело, начальник ненадолго уехал, и все сбежали на волю, прихватив с собой то, что можно унести.
Предсказание, реж. Валерий Шевченко. Короткометражный. Конкурсный. Узнав, что целительница Ванга когда-то предсказала конкретный день взрыва братского хлорного завода, автор едет в Братск накануне этого события и разговаривает с жителями. Кто-то верит и решает увезти в этот день детей подальше, кто-то не верит, большинство считает: Чему быть,того не миновать и говорит о судьбе. Довольно стандартная зарисовка русского человека в привычных взору декорациях фильма ужасов.
Рассвет/Закат. Далай лама XIV., реж. Виталий Манский Интересно, что я посмотрела его после фильма про китайцев, и как-то слишком добросердечно восприняла призыв далай-ламы открыть границы и пустить жить в Россию всех желающих китайцев. "В Китае страшная проблема перенаселения, а у вас так много места", - наивно или мудро (что в общем-то одно и то же) наставляет Манского лама. Забавно. Но вообще, этот лама мне не понравился. Сам шутит, сам смеется, говорит какие-то общие фразы "для бедных" и все время повторяет про то, что "все относительно". Сам ходит с вооруженной до зубов охраной и производит впечатление не то, что глупого человека или плута, а какой-то искусственности, деланности. Не человек, а функция. Кто-то должен быть, какая-то фигура. Вот, именно фигура, а не лидер, не личность. У меня, конечно, предвзятое мнение, но я не прониклась его харизмой. Сам фильм хороший, за исключением раздражающих монтажных примочек, когда все быстро, быстро крутится, смазывается, символизируя бег времени. Да ну...
Кино про жизнь Добрались вчера вечером до Артдокфеста в Художественном. Уже диво, что документальное кино крутят в большом зале в центре Москвы. А тем боле - такое кино, как "Революция, которой не было" Алены Полуниной. Настоятельно советую найти и увидеть. И дело не в пикантной теме - история про нацболов двух поколений. И не в том, что сами они, безусловно - готовые актеры. Совершенно авторское кино, смелое, с четким пониманием задачи и умением ее решить. Некоторые сцены просто пробивают. Единственное недоумение вызвало название и попытка привязать политическую тему к захватывающему ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ сюжету. Решили, что это - простительно и скорее всего объясняется условиями какого-нибудь гранта на производство. О втором фильме -"Докторе Лизе" Погребижской не стану, ограничившись аниной фразой: "Сколько бы фильмов про Лизу сейчас ни сняли , они все получат призы. И Лиза их заслуживает." В остальном - снимать кино, увы, не проще, чем петь... В очередной раз убедился, что настоящая документалка сегодня смотрится намного увлекательнее, чем вся эта стремительно вырождающаяся игровая хрень отечественного пошива (боюсь, что и не только отечественного). Кстати, такой явный проигрыш постановки перед реальной жизнью убил виденный пару дней назад "Москва, осень, 41-й" Пивоварова (автора нашумевшего недавно "Неизвестного Ржева"). Ну нельзя снятую по нынешним правилам телевизионного гламура пластмассовую постановку помещать рядом с хроникой! Вышла очередная дутая телесенсация: компот из софтиком снятых актеров в беретах от Бенеттон, скандальной критики (в основном в виде саркастических комментариев за кадром типа "знаем, чего вся эта победа стоила"), богато анимированных заставок и откровенного подражания прогуливающегося автора Парфенову. В общем - телевизор выключить, кино искать.
артдокфест
Только вернулась с просмотра. Посмотрела честный, взвешенный фильм эстонца Меелиса Муху "Алеша" про события, связанные с переносом памятника героям ВОВ в Таллине. Рада, что увидела этот фильм.
А еще посмотрела фильм Александра Расторгуева "Дикий. Дикий пляж. Жар нежных". Фильм получил приз на фестивале в Амстердаме. 120 минут фильма от экрана не оторваться - создатели умело удерживают интерес: тут и прикольные жанровые сценки, душещипательная (без дураков - до слез) история верблюжонка, и чернуха, и порнуха, и сюр, и характерные типажи... Много всего. Но после просмотра ощущение переигранности на публику и какой-то неуловимой фальши. Но я не жалею, что увидела этот фильм. Поняла, что я не всеядна.
А из вчерашнего тронул за душу фильм Виктора Лисаковича "Анастасия". Восхитительная героиня 95-ти лет рассказывает потрясающую историю. Фильм неспешный, с повторами, с подробным вглядыванием, впитыванием мельчайших деталей (для современного зрителя, думаю, до занудства), но зато в памяти у меня теперь глубоко запечатлен образ этой удивительной женщины.
Портал «Вертов» появился в сети Интернет в 1996 году и был первым ресурсом, посвященным документальному кино в российском Интернете. Много воды утекло с тех пор. За прошедшие годы появлялись и исчезали десятки сайтов и даже соцсетей, ориентированных как на профессиональное сообщество документалистов, так и на зрительскую аудиторию, любителей документалистики. Создатели «Вертова», не вступая в конкуренцию, наблюдали и по мере сил помогали подобным начинаниям. Но сегодня возникла ситуация определенного переизбытка информации. В новостных лентах и рассылках наряду с зернами, естественным образом появилось множество плевел. Эта шелуха зачастую просто не позволяет разглядеть главное. В этой ситуации мы переформатировали портал «Вертов» в своеобразный дайджест наиболее значимых (на наш взгляд) новостей, посвященных документальному кино, которые будут представлены в виде ссылок на источники информации. Иными словами, все самое важное из мира документального кино – на одной странице, которая даст пользователю возможность самостоятельного путешествия по запутанной сети, имея на руках качественную навигацию. Также, в последнее время в открытом доступе появилось немалое количество документальных фильмов. Мы возьмем на себя труд вычленять наиболее любопытные картины, создав своеобразный онлайн-кинотеатр, в котором постоянно будут показываться новые фильмы, извлеченные из всемирной сети легального видео. Помимо этого на портале «Вертов» будет представлено актуальное видео, посвященное документальному кино, а также – системой случайной выборки – фрагменты фильмов участников фестиваля «Артдокфест», финалистов премии «Лавровая ветвь», церемоний вручения премии и закрытия «Артдокфеста», фильмов производства студии «Вертов».