Сегодня в Москве наступит самая РЕАЛЬНАЯ НОЧЬ в году!



Вся конкурсная программа АРТДОКФЕСТ 2009 с 21-00 часа до 10-00 утроа, НОН СТОП в к/т Художественный.
Билет 350 рублей. Чай за счет фестиваля.
В виде честной рекламы, статья Ксении Рождественской из Газеты Ру


Драные носки, большие сроки и абортированные идеи

— 10.12.09 16:23 —

ТЕКСТ: Ксения Рождественская

ФОТО: artdocfest.ru

Вот уже третий раз в начале декабря в Москве проходит самый значимый фестиваль документального кино страны «Артдокфест».

На «Артдокфесте» конкурсные фильмы объединены в своеобразные кластеры: сегодня показывают «про детей», завтра «про политику», послезавтра что-нибудь поэтическое. Как будто букетик дарят из похожих цветочков. При этом параллельные программы пока интереснее, чем конкурс: тут можно увидеть и лучшие фильмы амстердамского фестиваля IDFA, и классику вроде «Трех песен о Ленине» Вертова или «На десять минут старше» Франка, и документальное кино Вернера Херцога и Ульриха Зайдля.

В конкурсе же все очень степенно, букетики аккуратные, без шипов.

Некоторые документалисты под трогательную музыку объясняют то, что не нуждается в объяснении. «Убийство девочек» Дэвида Кинселлы рассказывает, что аборт на большом сроке – это очень плохо, а рожать детей, наоборот, очень хорошо. В кадре черно-бело стонут женщины, ожидающие искусственных родов, и рассказывают свою историю девочки, решившиеся на такой аборт. Ну да, это действует на публику, особенно когда женщина показывает размеры рожденной (нерожденной) ею девочки: вот такая вот была, 23 сантиметра, настоящий человечек. Парень, сидящий на одном ряду со мной, отвернулся от экрана, уткнулся в плечо своей спутнице и пробубнил что-то вроде: «Зачем мне это вообще знать?» Его спутница улыбнулась, как мудрая мать глупому детенышу:

спи, маленький, я сама все сделаю.

«Политические» дни были чуть поярче. Безусловно заслуживает внимания фильм «Наши» Даи Кахэн, в котором экран поделен на две части и в обеих происходит примерно одно и то же, а закадровые призывы выкинуть драные носки иногда вообще не имеют ничего общего с видеорядом. Это бесстрастно-ироничный отчет о жизни в летнем лагере «нашистов», который слегка портят необязательные интервью. Два окна в одну и ту же жизнь, причем разделять эти два отчета могут несколько секунд, могут несколько километров, а однажды перед нами окажутся две версии одного и того же дежурного на посту, под солнцем и в тени. Этот простой фокус создает иронический сдвиг в восприятии.

Гораздо менее лукавый фильм «В движении» Юлии Киселевой рассказывает о другой молодежной организации – «России молодой» – и нескольких ее лидерах.

Жаль, что о нескольких: история девушки Жени, пришедшей в организацию случайно и так же случайно оттуда ушедшей, вполне могла бы стать центральной в фильме. Тогда не возникло бы ощущения, что перед нами агитационный материал. Герои фильма – крутые мужики, сторонники уличных действий. Они считают, что политика – это «продолжение войны другими средствами». Пока их акции направлены на помощь людям, как в случае с концертом студентов Гнесинки, которых выселяют из общежития, – это выглядит интересно. Но потом начинается тупая агитация: например один из лидеров торжественно сжигает доллар перед собравшимися на митинг.

Ну хорошо, был доллар – не стало доллара, дальше что?

Автор эстонского «Алеши» Меелис Муха старается быть непредвзятым, но у него не очень получается. Памятник русскому солдату в Таллинне действительно превратился в символ, и для всех это разный символ: кто говорит «оккупант», кто «воин-освободитель». Наутро дворники сметают охапки цветов или оттирают с Алеши краску. События 2007 года, когда памятник перенесли в другое место и молодое быдло пошло в поход «за правое дело», показаны с большим чувством, и мальчики, бьющие витрины, не вызывают никаких эмоций, кроме омерзения. А в конце фильма старичок-ветеран объясняет: хорошо, что Алешу перенесли на военное кладбище, тут ему и место. А витрины бить плохо. А Алеша – воин, пусть он тут и будет. А я пойду выпью сто граммов. И уходит неуверенно.

В документалистике самое интересное – герои: как они ведут себя в чрезвычайных (или обыденных) ситуациях. А идеи из всего этого вырастают сами. Но почему-то в некоторых фильмах и герои, и обстоятельства есть – например девушка-наркоманка, зараженная ВИЧ, приходит к Богу, выходит замуж и рожает двоих детей, – а идея не вырастает.

Наркотики плохо, Бог хорошо?

А иногда бывает такое кино: человека уже вроде нет, и рассказать о герое не очень получилось, и понять, что произошло с героем, тоже не удалось. Но «Борис Рыжий» Алены ван дер Хорст – лучший на сегодняшний день фильм конкурсной программы, метафизическая зарисовка о гиблом месте и гиблом времени, кладбище бездомных животных 74–75 годов рождения. Режиссер вместе с сестрой поэта Бориса Рыжего, покончившего с собой в 2001 году, пытается понять, почему он это сделал: опрашивает соседей, говорит с его вдовой, ищет его друзей. Движется в замедленном, подводном мире рабочего района. Иногда режиссер слишком буквально иллюстрирует стихи Бориса Рыжего: на слове «трамвай» показан трамвай, на слове «труба» военные дуют в трубы, некоторые эпизоды – с этими военными или с уличной дракой – игровые, и потому лишние. Но все равно в фильме есть стылая жуть, о которой кто-то из персонажей говорит: не поймешь, можно только почувствовать.

А завтра в кинотеатре

«Художественный» обещают «реальную ночь» – все фильмы фестиваля подряд на ночном сеансе, с девяти вечера до десяти утра. «Борис Рыжий» наверняка придется на самый темный ночной час.


11.12.2009






В контате моя страница ВК


КИНОТЕАТР "ВЕРТОВ"



АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО



ФИНАЛИСТЫ ПРЕМИИ "ЛАВР"


Временно вундеркинд


УЧАСТНИКИ АРТДОКФЕСТ


Австралия


ВРУЧЕНИЕ ПРЕМИИ 2013



СТУДИЯ ВЕРТОВ РЕАЛЬНОЕ КИНО


ДЕВСТВЕННОСТЬ





ПОРТАЛ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО VERTOV.RU

Портал «Вертов» появился в сети Интернет в 1996 году и был первым ресурсом, посвященным документальному кино в российском Интернете. Много воды утекло с тех пор. За прошедшие годы появлялись и исчезали десятки сайтов и даже соцсетей, ориентированных как на профессиональное сообщество документалистов, так и на зрительскую аудиторию, любителей документалистики. Создатели «Вертова», не вступая в конкуренцию, наблюдали и по мере сил помогали подобным начинаниям. Но сегодня возникла ситуация определенного переизбытка информации. В новостных лентах и рассылках наряду с зернами, естественным образом появилось множество плевел. Эта шелуха зачастую просто не позволяет разглядеть главное. В этой ситуации мы переформатировали портал «Вертов» в своеобразный дайджест наиболее значимых (на наш взгляд) новостей, посвященных документальному кино, которые будут представлены в виде ссылок на источники информации. Иными словами, все самое важное из мира документального кино – на одной странице, которая даст пользователю возможность самостоятельного путешествия по запутанной сети, имея на руках качественную навигацию. Также, в последнее время в открытом доступе появилось немалое количество документальных фильмов. Мы возьмем на себя труд вычленять наиболее любопытные картины, создав своеобразный онлайн-кинотеатр, в котором постоянно будут показываться новые фильмы, извлеченные из всемирной сети легального видео. Помимо этого на портале «Вертов» будет представлено актуальное видео, посвященное документальному кино, а также – системой случайной выборки – фрагменты фильмов участников фестиваля «Артдокфест», финалистов премии «Лавровая ветвь», церемоний вручения премии и закрытия «Артдокфеста», фильмов производства студии «Вертов».




ПОДПИСКА ЧЕРЕЗ RSS



rss-поток




ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Главная | Контакты | Вакансии | Нашли ошибку?