Телеканал "Звезда" в тюрьме решился на неформат!



Публикуем материал www.openspace.ru о документальном фильме Кирилла Серебренникова "Театр в тюрьме"


На прошлой неделе по одному из телеканалов можно было увидеть фильм Кирилла Серебренникова «Театр в тюрьме», документацию постановки в пермской колонии. МАРИЯ ПАПУ поговорила с режиссером и с одним из заключенных

©  Сергей Пономарёв

Театр с разных сторон решетки
 

В сентябре прошлого года в рамках фестиваля «Территория» британский режиссер Алекс Дауэр сначала репетировал, а потом и показывал публике три спектакля, сделанные им в Пермской исправительной колонии №29 (ФБУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю). Руководитель «Территории», режиссер Кирилл Серебренников, сделал из видеодокументации этого проекта фильм «Театр в тюрьме», который показали на прошлой неделе по телеканалу «Звезда».

OPENSPACE.RU расспросил двух человек, стоявших в некотором смысле по разные стороны сцены и по разные стороны решетки: самого Серебренникова и заключенного (теперь уже бывшего) Альберта Сатруддинова. Сатруддинов попал в колонию за обнаруженные у него три грамма гашиша и пытался приспособиться к новым обстоятельствам не самым банальным путем: он увлекся в тюрьме буддизмом. Он же был автором одного из текстов, поставленных заключенными: рассказа «Бабочка». Из колонии Альберт Сатруддинов освободился две недели назад.

©  Сергей Пономарёв

Театр с разных сторон решетки
 

Кирилл Серебренников, режиссер

Нет, я этот проект затеял и был в нем чем-то вроде продюсера — делал что нужно, а также ходил по камерам, уговаривал заключенных участвовать. Один мне сказал: «Мы что, клоуны? Мама увидит, будет издеваться». Я ему сказал: «А то, что ты сидишь в тюрьме, — маме ничего, нормально?» Я им всем говорил: чем попусту сидеть, приходите к нам в театр.

Я не могу сказать, что всю жизнь общаюсь с заключенными; в тюрьме я был второй раз в жизни. С одной стороны, все оказалось не так страшно, как я себе рисовал, потому что тюрьма, в которой мы работали, отчетно-показательная. Там все аккуратно, чисто, приятное и прогрессивное руководство, но мы все равно говорили друг другу: хорошо, хоть будем знать, как оно в тюрьме изнутри устроено. Какие времена настанут в России, никто не знает. Если попадешь в это место, какие-то поведенческие паттерны все равно в тебе будут. Это своеобразная прививка тюрьмы.

Вообще там театр был и без нас. У них есть клуб, самодеятельный театр и ВИА. Начальник колонии считает, что терапия искусством помогает заключенным встать на путь исправления. Нам действительно помогали люди, которые являются тюремным начальством! Хотя мы их привыкли считать держимордами. Я бы на вашем месте тоже, наверное, скептически отнесся к моим словам, но это правда. Я думал, что нам будут мешать и придется партизанить, но нам очень сильно помогали. Какие-то вещи, которые они не хотели, чтобы мы видели, нам не показывали. То есть в зоне были еще зоны, куда нас не пускали. Но вообще тот факт, что два иностранца со съемочной группой, звуком, светом и прочим практически месяц провели в тюрьме, — это беспрецедентный случай.

©  Сергей Пономарёв

Театр с разных сторон решетки
Возможно, это связано с тем, что мы были в «красной» зоне, где сотрудничают с руководством (в отличие от так называемой «черной» зоны, в которой ситуацию контролируют «блатные». — OS). Там есть, конечно, совсем отъявленные люди, которым западло общаться с начальством. Их немного, они сидят в ШИЗО (штрафной изолятор. — OS). Там есть простые работяги. Есть те, кто «при клубе», при столовой, при библиотеке — такая интеллигенция. Там есть «опущенные» или «обиженные», национальные меньшинства. Это модель общества. Реальность тюрьмы мало чем отличается от того, что у нас на воле. Кроме того, я понял, что тюрьма — это уменьшенная копия России. В какой-то момент мы забыли, что находимся в тюрьме. И искусством там занимаются ровно столько людей, сколько им занимаются в стране. Из полутора тысяч осужденных к нам в этот проект пришло сорок человек, осталось тридцать. Вот посчитайте, сколько это процентов. Но в конце фильма есть эпизод: когда спектакль закончился, актеров сажают на пол и начинают пересчитывать, как зайцев. И мы понимаем, что сказка закончится и завтра все будет как обычно в колонии. В этом есть грусть и есть правда.

Вообще, в нас, русских, столько говна! Есть анекдот: наш человек встречает волшебника, который обещает ему исполнить любое желание, при условии, что всего, чего он только не пожелает, будет вдвое больше у соседа. «Пожалуйста, выколи мне один глаз!» — попросил этот человек в анекдоте. Поэтому мы и подозреваем тех, кто занимается благотворительностью, в самопиаре, а тех, кто основывает какие-то фонды, — в том, что они шпионы. Вся эта фигня — от комплекса неполноценности и от желания, чтобы никому не было лучше. Так душно это анализировать. Мы потратили кучу денег фестиваля «Территория» на «Театр в тюрьме», телеканал «Звезда» спонсировал этот проект.

Театр и тюрьма — вещи несовместимые, это странный гибрид, и я это понимаю. Когда мы начинали тренировки, заключенные сначала смеялись, но потом поняли, что Алекс человек серьезный, от них не отстанет, — и втянулись. Это выглядело, конечно, отчасти абсурдно. Мы им доверяли, и они нам доверились в надежде на какое-то чудо. И чудо на самом деле случилось, потому что, когда они стояли на сцене в овациях, у них были слезы на глазах, они были растеряны и не верили, что это происходит с ними. Может, ради этого и стоило все это затевать.

©  Сергей Пономарёв

Театр с разных сторон решетки
В колонии мне рассказывали, что девяносто процентов рецидивов у них происходит потому, что в тюрьме у людей есть еда, питье и кров над головой, а снаружи, на условной «свободе», они ничего не имеют. Поэтому они выходят и за день совершают какое-нибудь преступление, чтобы вернуться обратно. Стоит об этом задуматься. По-настоящему страшно, что в колонии заключенным лучше, чем на свободе. Тут у них театр, их кормят три раза в день, они не пьют, не колются, а снаружи — ужас, кошмар, нищета, отсутствие работы.

Случилась неприятная история с одним из героев фильма. Такой симпатичный парень, Игорь Филатов. Я попросил местный театр, чтобы его взяли после УДО (условно-досрочное освобождение. — OS) на работу. Я попросил об этом публично, и людям было неудобно мне отказать. Игорь подошел ко мне, сказал: хочу быть артистом, учиться, — и я подумал: ну как же не помочь. И вот он вышел по условно-досрочному освобождению, его взяли в театр, но чудес не бывает. Он забухал, назанимал денег, пропил эти деньги, и его выгнали. Никаким артистом он, конечно, быть не хотел. Мне написали об этом печальное письмо люди, которые ему очень помогали. Я его даже в кино хотел снимать. То есть шанс, который был ему дан, он в очередной раз упустил. Многие и пошли в этот проект в основном ради УДО.

Страницы: 2

14.02.2010






В контате моя страница ВК


КИНОТЕАТР "ВЕРТОВ"



АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО



ФИНАЛИСТЫ ПРЕМИИ "ЛАВР"


Эвакуационный роман


УЧАСТНИКИ АРТДОКФЕСТ


Путин, люби нас!


ВРУЧЕНИЕ ПРЕМИИ 2013



СТУДИЯ ВЕРТОВ РЕАЛЬНОЕ КИНО


Анатомия Тату





ПОРТАЛ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО VERTOV.RU

Портал «Вертов» появился в сети Интернет в 1996 году и был первым ресурсом, посвященным документальному кино в российском Интернете. Много воды утекло с тех пор. За прошедшие годы появлялись и исчезали десятки сайтов и даже соцсетей, ориентированных как на профессиональное сообщество документалистов, так и на зрительскую аудиторию, любителей документалистики. Создатели «Вертова», не вступая в конкуренцию, наблюдали и по мере сил помогали подобным начинаниям. Но сегодня возникла ситуация определенного переизбытка информации. В новостных лентах и рассылках наряду с зернами, естественным образом появилось множество плевел. Эта шелуха зачастую просто не позволяет разглядеть главное. В этой ситуации мы переформатировали портал «Вертов» в своеобразный дайджест наиболее значимых (на наш взгляд) новостей, посвященных документальному кино, которые будут представлены в виде ссылок на источники информации. Иными словами, все самое важное из мира документального кино – на одной странице, которая даст пользователю возможность самостоятельного путешествия по запутанной сети, имея на руках качественную навигацию. Также, в последнее время в открытом доступе появилось немалое количество документальных фильмов. Мы возьмем на себя труд вычленять наиболее любопытные картины, создав своеобразный онлайн-кинотеатр, в котором постоянно будут показываться новые фильмы, извлеченные из всемирной сети легального видео. Помимо этого на портале «Вертов» будет представлено актуальное видео, посвященное документальному кино, а также – системой случайной выборки – фрагменты фильмов участников фестиваля «Артдокфест», финалистов премии «Лавровая ветвь», церемоний вручения премии и закрытия «Артдокфеста», фильмов производства студии «Вертов».




ПОДПИСКА ЧЕРЕЗ RSS



rss-поток




ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Главная | Контакты | Вакансии | Нашли ошибку?