Российское авторское общество берет под контроль мобильное телевидение и Интернет.




Публикация в GZT.RU

В нынешнем году РАО решило собирать авторские отчисления с владельцев интернет-порталов, с которых можно скачивать фильмы или записи музыки, и компании, предоставляющие услуги мобильного телевидения.

Собрав за 2009 год 2,777 млрд руб. авторских отчислений, то есть на 28,5% больше, чем в прошлом году, РАО (Российское авторское общество) не намерено останавливаться на достигнутом. На пресс-конференции, состоявшейся в РАО в четверг, 4 февраля, Сергей Федотов — генеральный директор РАО и ответственный секретарь его Авторского совета, рассказал журналистам о борьбе с пиратством в двух абсолютно новых для РАО областях — в Интернете и в мобильном телевидении.

Компания «Билайн», предоставляющая абонентам услуги мобильного телевидения, считает потуги РАО неправомерными. На ресурсе YouTube нашли собственный способ уладить проблемы с авторскими правами.

Мобильное телевидение авторских не платит

По словам Федотова, взимать авторские отчисления с мобильного телевидения РАО собирается по схеме, сложившейся еще в 1994 году, после появления кабельных каналов. Компании, предоставляющие услуги мобильного телевидения, должны отчислять в РАО 5% от своих доходов. С теми, кто откажется это делать, представители РАО поначалу собираются вести переговоры. Компаниям, отказавшимся от отчислений, придется доказывать свои права в суде, нарушителей ждет наказание.

Казалось бы, ситуация идеальная. РАО собирает отчисления, взимая комиссию от 15 до 20%, доходы авторов растут. Однако на деле все не так просто. Павел Садовский, старший юрист юридической компании Magisters, пояснил GZT.ru, что РАО получило государственную аккредитацию на управление авторскими правами в сфере публичного исполнения произведений, их эфирного вещания и передачи по кабелю. Однако юридический статус мобильного телевидения абсолютно иной.

Композитор Владимир Матецкий, вице-президент авторского совета РАО

Композитор Владимир Матецкий, вице-президент авторского совета РАО

ОАО «ВымпелКом» — оператор сотовой связи, предоставляющий услуги под торговой маркой «Билайн», считает претензии РАО неправомерными. В своем комментарии GZT.ru Ксения Корнеева, пресс-секретарь ОАО «ВымпелКом» ссылается на российское законодательство. «ООО „Доминанта“ _(представляющая услуги мобильного телевидения — GZT.ru не является организацией эфирного вещания, не имеет лицензии на вещание, не осуществляет вещание, не составляет телепрограммы и не сообщает их в эфир. Следовательно, с точки зрения закона „О средствах массовой информации“ от 27 декабря 1991 года № 2124–1, она не является средством массовой информации и, соответственно, объектом авторских прав».

С точки зрения закона, мобильное телевидение — это одна из разновидностей электросвязи. А предоставляющая эту услугу ООО «Доминанта» «осуществляет деятельность по доставке сообщений электросвязи. В соответствии с п. 32 ст. 2 Федерального закона „О связи“ услуга связи — это деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений»,— пояснила GZT.ru Корнеева.

Правовые нормы для излучений

Корнеева добавила, что «Электросвязь в соответствии с п. 35 ст. 2 Федерального закона РФ „О связи“ — это любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам».

По ее словам, ООО «Доминанта», согласно лицензии № 42005 от 19.06.2006 г., выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, является оператором связи, осуществляет услуги связи для целей эфирного вещания, и обеспечивает доставку сообщения электросвязи — сигнала вещателя, который уже сообщен вещателем в эфир, конечным пользователям, не вмешиваясь в сигнал вещателя.

Она подчиняется Правилам оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. № 785 «Об утверждении Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания». Одним словом, никаких авторских отчислений со связи взимать нельзя.

Беззаконный Интернет

Ситуация с авторскими отчислениями за Интернет еще более запутанная. В Российском законодательстве даже нет юридического определения того, что такое Интернет. И это при том, что сейчас в России насчитывается уже 300 интернет-радиостанций и порядка сотни интернет-телеканалов.

В сущности, никто не несет ответственности за то, что размещено в сети. И РАО, с точки зрения закона, вправе требовать авторских отчислений только в том случае, если какой-то автор обратится к нему с претензиями.

По словам Федотова, ситуацию еще больше осложняет путаница с правообладателями. В России масса свободных и независимых авторов. На Западе все иначе. Большинство музыкантов стараются как можно скорее продать свои права крупным звукозаписывающим компаниям — Sony Music или Universal.

Сергей Федотов - генеральный директор РАО и ответственный секретарь его Авторского совета

Сергей Федотов - генеральный директор РАО и ответственный секретарь его Авторского совета


В том случае, если РАО заключит с этими компаниями договор, у него появится больше оснований взимать авторские отчисления. Однако иностранные компании, по словам Федорова, пытаются получать с нашего рынка те же доходы, что и с западного. В ближайшее время РАО собирается устроить круглый стол с представителями западных компаний, на котором обсудит эти проблемы.

Авторские отчисления с библиотек

Многие люди, проработавшие в Интернете не один год, считают претензии РАО неправомочными. Игорь Овчинников — создатель первого в России театрального портала theatre.ru, помощник режиссера Петра Фоменко в театре «Мастерская Петра Фоменко», художественный руководитель и директор «Театральной паутины» — уверен, что сбор авторских отчислений с Интернета ограничит свободный доступ пользователей к научной и культурной информации.

«Поведение РАО а последнее время вызывает у меня гораздо больше тревоги, чем пиратство, с которым оно пытается бороться,— сказал Овчинников GZT.ru.— Конечно, разумная законодательная система, регулирующая авторские права в Интернете, необходима. Но существует и другая проблема: закон об авторском праве входит в противоречие с правом любого гражданина нашей страны на образование и доступ к научной и культурной информации».

«Человечество не зря изобрело библиотеки, существование которых тоже можно считать ущемлением авторских прав. Ведь вместо того, чтобы купить книгу, человек читает ее в библиотеке, не принося автору никакого дохода. Но все понимают, что библиотеки помогают образованию. Пользователь должен бесплатно получить информацию через Интернет, и это гораздо важнее, чем финансовые сборы РАО»,— отмечает он.

«Мы говорим о пиратстве, когда человек распространяет, к примеру, нелегальные копии фильма, получая за них деньги. Но по-моему, в Интернете может быть опубликовано, к примеру, видео некоммерческого качества, чтобы человек мог бесплатно познакомиться с фильмом»,— добавил Овчинников.

YouTube помог Крису Брауну

Одними из первых уладить проблемы с авторскими правами в сети попытались на популярном ресурсе YouTube, на который, по словам представителя пресс-службы Google Натальи Меркушовой, ежеминутно загружают 20 часов видео.

«В сообществе YouTube существуют определенные правила, с которыми пользователь соглашается перед тем, как стать загружать свои видео: в частности, он обязан обладать правами на видео, которое загружает, или иметь официальное разрешение от правообладателя».

«Если члены сообщества видят ролик, нарушающий правила, они могут отметить его флажком — т. е. сообщить о нарушении, и команда YouTube принимает меры и разбирает каждый конкретный случай. Если действительно имело место нарушение, то такое видео удаляется. Если пользователь неоднократно нарушает правила, его аккаунт блокируется. Мы также не позволяем загружать ролики длиннее 10 минут»,— сказала Меркушова GZT.ru.

Она добавила, что на YouTube используется специальная система идентификации контента — Content ID. Если правообладатель находит незаконно загруженное видео, он может сообщить об этом администрации YouTube и она либо немедленно удалит ролик, либо зарегистрирует его на законного правообладателя. В последнем случае на странице с роликом правообладатель сможет демонстрировать свою рекламу и отслеживать количество просмотров ролика.

Случается, заметила Меркушова, что это помогает правообладателям заработать на своем ролике. «Был случай с видео, в котором использовалась музыка Криса Брауна. Авторы не потребовали от нас удалить его, и теперь он демонстрируется со ссылкой на песню в iTunes. В итоге ролик просмотрели 30 миллионов раз. Правообладателям удалось на этом заработать — в рейтинге iTunes песня поднялась с 300 на четвертое место»,— сказала она GZT.ru.

Интернет вытесняет конкурентов

Представители РАО уверены, что расширят сферы своего влияния в Интернете. По словам Федотова, РАО планирует упростить процедуру получения лицензии на авторские и смежные права для владельцев интернет-порталов. «В Интернете немало людей, которые хотят работать легально, соблюдая авторские права»,— говорит он. Федоров уверен, что нужно создать в России новую, аккредитованную государством организацию, которая отвечала бы за лицензирование иИнтернета в нашей стране.

Пока очевидно одно — необходимо как можно скорее выработать для Интернета законодательную базу. Тем более что новых носителей звука, скорее всего, больше не появится. Их заменит скачивание фильмов и музыки через Сеть. По словам композитора Владимира Матецкого, вице-президента авторского совета РАО, в нынешнем году этот вопрос стал одним из самых актуальных на Международной музыкальной ярмарке MIDEM в Каннах.


09.03.2010






В контате моя страница ВК


КИНОТЕАТР "ВЕРТОВ"



АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО



ФИНАЛИСТЫ ПРЕМИИ "ЛАВР"


От 0 до 80


УЧАСТНИКИ АРТДОКФЕСТ


31 РЕЙС


ВРУЧЕНИЕ ПРЕМИИ 2013



СТУДИЯ ВЕРТОВ РЕАЛЬНОЕ КИНО


Портреты эпохи





ПОРТАЛ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО VERTOV.RU

Портал «Вертов» появился в сети Интернет в 1996 году и был первым ресурсом, посвященным документальному кино в российском Интернете. Много воды утекло с тех пор. За прошедшие годы появлялись и исчезали десятки сайтов и даже соцсетей, ориентированных как на профессиональное сообщество документалистов, так и на зрительскую аудиторию, любителей документалистики. Создатели «Вертова», не вступая в конкуренцию, наблюдали и по мере сил помогали подобным начинаниям. Но сегодня возникла ситуация определенного переизбытка информации. В новостных лентах и рассылках наряду с зернами, естественным образом появилось множество плевел. Эта шелуха зачастую просто не позволяет разглядеть главное. В этой ситуации мы переформатировали портал «Вертов» в своеобразный дайджест наиболее значимых (на наш взгляд) новостей, посвященных документальному кино, которые будут представлены в виде ссылок на источники информации. Иными словами, все самое важное из мира документального кино – на одной странице, которая даст пользователю возможность самостоятельного путешествия по запутанной сети, имея на руках качественную навигацию. Также, в последнее время в открытом доступе появилось немалое количество документальных фильмов. Мы возьмем на себя труд вычленять наиболее любопытные картины, создав своеобразный онлайн-кинотеатр, в котором постоянно будут показываться новые фильмы, извлеченные из всемирной сети легального видео. Помимо этого на портале «Вертов» будет представлено актуальное видео, посвященное документальному кино, а также – системой случайной выборки – фрагменты фильмов участников фестиваля «Артдокфест», финалистов премии «Лавровая ветвь», церемоний вручения премии и закрытия «Артдокфеста», фильмов производства студии «Вертов».




ПОДПИСКА ЧЕРЕЗ RSS



rss-поток




ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Главная | Контакты | Вакансии | Нашли ошибку?