Представляем Вашему вниманию первый информационный выпуск КиноСоюза.
КИНОСОЮЗ: ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Cобытия последнего года в российском кинематографе - создание жесткой вертикали власти в Союзе кинематографистов, начавшаяся реформа системы государственной поддержки кино, назначение восьми компаний национальными "мейджорами", жесткая критика политики Министерства культуры РФ и ряд других опасных, на наш взгляд, тенденций - требуют от членов нового киносообщества немедленных и экстраординарных действий. Мы считаем своим долгом защитить отечественную кинокультуру от скоростных, проведенных без каких-либо профессиональных обсуждений, без серьезной и независимой экспертизы административных "инноваций" последнего времени. Нам важно проинформировать российскую общественность и различные органы власти о существовании иной, самостоятельной, свободной, нацеленной на развитие киноискусства точки зрения на происходящее. Члены создаваемого сейчас профессионального киносообщества убеждены в том, что информационный ресурс "КИНОСОЮЗ: ТОЧКА ЗРЕНИЯ" призван и способен возместить не только отсутствие сегодня альтернативных взглядов, но и конкретных проектных предложений относительно совершенствования киножизни в нашей стране.
КИНОСОЮЗ: ТОЧКА ЗРЕНИЯ 1. В течение минувшей недели в прессе появились сообщения о двух событиях. Первое - проверка Счетной палатой деятельности департамента кино Министерства культуры РФ, после которой Аудитор заявил о нарушениях и даже преступлениях чуть ли не в каждом контракте, упирая, в основном, на срыв сроков выхода снятых при господдержке фильмов в прокат. При этом он потребовал передачи этих дел в Следственный комитет при Прокуратуре. Опытный дипломат министр культуры поблагодарил Счетную палату за критику, не говоря ни слова в защиту своих подчиненных. Не упоминая, в частности, о том, что контракты последних двух лет невозможно было выполнить в связи с недофинансированием их самим Минкультом, с одной стороны, и оттоком партнерских - частных и телевизионных - денег в связи с кризисом - с другой. Второе событие напрямую связано с заказом аналитической справки о том, что такое артхаус, исследовательской компании "Movie Research Group", обслуживающей интересы СК. Слово артхаус неточное, ненавидимое всеми режиссерами, лишенное внятного содержания. В последнее время появились попытки считать артхаусом "Утомленных солнцем-2" с его бюджетом - по разным точкам зрения - от 42 до 70 миллионов долларов. Поистине, мы рождены, чтоб Кафку сделать былью. На основании этих событий можно сделать вывод, что где-то готовится вторая ступень кинореформы. Видимо, через несколько месяцев вдогонку к "восьмистудийщине" появится какая-нибудь "восьмирежиссерщина" - список авторов, которым будет доверено изготавливать произведения уже авторского кино и представлять нашу Родину на мировой арене. Мы уверены, что в этом списке окажутся достойные люди, хотя многие не менее достойные в него, безусловно, не попадут. К примеру, что там делать Алексею Балабанову? Снимает он давно, каннских призов так и не привез, от его фильмов тянет неполиткорректным шовинизмом. Пусть на телевидении поработает. Попавшие в будущий пул режиссеры, как сегодня российские "мейджоры", начнут смущенно оправдываться, а обиженные - взывать к справедливости. Через пару месяцев недовольные устанут, и бредовая идея воплотится в реальность. А через год-другой станет ясно, что ситуация, когда у нас появлялось 7-10 действительно интересных с художественной точки зрения картин, оказалась не началом подъема отечественного кино, а его высшей точкой. Мы далеки от мысли, что государство сознательно торпедирует идеи развития собственной киноиндустрии. Скорее, ведомое благими намерениями и негодными лоцманами, оно, как это часто у нас бывает, ведет себя, как слон в посудной лавке. Мы много раз уже видели конец дороги, вымощенный, казалось бы, благими идеями реформ. Только, в отличие от спорта, у российского кинематографа не будет ни Ванкувера 2010, ни Сочи 2014. Мы растеряем все свои завоевания в тишине, так и не реализовав накопленный творческий потенциал. Ровно год назад появились слухи, домыслы, газетные утки. И самые, как тогда представлялось, нелепые из них - оказались фактической политикой государства в сфере киноиндустрии. Нарождающийся киносоюз не может молчать, потому что ни существующий Союз кинематографистов в его нынешнем состоянии, ни Министерство культуры - защитить судьбы российского киноискусства уже не могут. Мы должны внятно заявить власти, что подъем отечественного кино в последние годы действительно был, и почти все заметные новые режиссеры состоялись, в том числе и благодаря грантам Министерства культуры. Именно они помогали снимать и уже известным мастерам. Сегодня мы обязаны донести до правительства, которое пользуется советами недобросовестных экспертов, что наше кино нельзя загнать в тесную искусственную резервацию авторского кино. Предполагаемое ограничение списка режиссеров, допущенных к господдержке, приведет отечественную киноиндустрию сначала к застою, а потом к коллапсу. Во всех развитых европейских странах существует продуманная политика помощи национальному киноискусству, но везде ее единицей является сам проект и только он, а не имя, студия, статус, тем более, связи в верхах. Нынешняя система функционирования кино, в принципе, могла бы развиваться, исходя из уже имеющихся механизмов. Нужно только освободиться от груза отживших схем, организационного несовершенства, сделать прозрачной систему конкурсов. Очередная непродуманная реформа приведет лишь к тому, что большую часть авторских фильмов будут снимать умелые спекулянты и имитаторы, как это часто бывает в результате санкционированной заинтересованными силами компанейщины. Мы против решений, которые принимаются келейно, одной "группой товарищей" без диалога с иначе думающими кинематографистами. Против того, что якобы от нашего имени поддерживаются предложения, которые мы никогда не обсуждали. На это обстоятельство следует обратить внимание не только правительства, законодательной и исполнительной власти, всего российского общества. Этому смысловому произволу необходимо противостоять.
29.04.2010
|