Beat Film Festival пройдет в кинотеатре «35мм» с 3 по 8 июня.
В программе фестиваля – документальные ленты, снятые за последние два года и не выходившие в отечественный прокат. Задача фестиваля – рассказать о важных музыкальных тенденциях и явлениях посредством кино-языка, отразить определенный культурный срез, как правило, не попадающий в поле зрения широкой зрительской аудитории. Большинство представленных в программе фильмов были впервые показаны на ключевых фестивалях (Берлинале, Сандэнс, Трайбека, Канн). При этом они спродюсированы независимыми киностудиями от Лондона до Нью-Йорка, где авторы картин зачастую являются продюсерами и владельцами студий в одном лице.
Каждый фильм в программе фестиваля повествует об отдельном звене музыкальной сцены, будь то фестиваль, группа или субкультура. Так, фильм «Taqwacore: the Birth of Punk Islam» (реж. Омар Маджид, Канада, 2009) рассказывает о феномене исламского панка, «All Tomorrow’s Parties» (реж. Дж.Каойетт, Великобритания, 2009) – о самом успешном DIY-фестивале, «No Distance left to Run» (реж., Уилл Лавлейс, Дилан Саутерн, Великобритания, 2010) – о недавнем воссоединении группы Blur, «Posters Came from the Walls» (реж. Джереми Деллер, Ник Абрахамс, Великобритания 2008) – о поклонении группе Depeche Mode по всему миру, «Soul Power» (реж. Джеффри Леви-Хинт, США, 2008) о музыкальном фестивале в Заире, устроенном вокруг знаменитого боя Мухаммеда Али и Джорджа Формана, «Bassweight» (реж. Сурид Хассан, Великобритания, 2010) о дабстепе. Фестиваль откроется фильмом «Stones in Exile» (реж. Стивен Кайак, Великобритания, 2010) – о годе, проведенном группой Rolling Stones в изгнании во Франции и пластинке «Exile on the Main Street», премьера которого состоялась на Каннском фестивале в этом году.
Ориентиры Beat Film Festival – это датский фестиваль документального кино в Копенгагене CPX:DOX, один из крупнейших в Европе, внутри которого есть отдельная секция Sound & Vision, посвященная музыкальной документалистике, и масштабный американский музыкальный фестиваль South by Southwest (SXSW), славящийся своим вниманием к новой культуре, где смотр музыкальных групп сопровождается мировыми кинопремьерами.
Поиск альтернативных путей развития рынка дистрибуции документального кино – еще одна задача Beat Film Festival, ей посвящен круглый стол, который состоится в рамках фестиваля.
Расписание фестиваля:
3 июня, четверг
21:00 Stones in Exile (60) Большой зал
4 июня, пятница
19:30 All Tomorrow's Parties (82') Большой зал 21:00 No Distance Left to Run (104') Большой зал 23:00 Bassweight (61') Большой зал
5 июня, суббота
20:00 Taqwacore: the Birth of Punk Islam (80') Большой зал 21:30 Favela on Blast (80') Большой зал 23:00 Posters Cames From The Walls (72') Большой зал
6 июня, воскресенье
18:00 «Пикник «Афиши» (40') Большой зал 21:00 Stones in Exile (60') Большой зал 23:00 Posters Cames From The Walls (72') Большой зал
7 июня, понедельник
21:00 Soul Power (93) Большой зал
8 июня, вторник
21:30 No Distance Left to Run (104') Большой зал
Программа
Дабстеп под микроскопом
Кадр из фильма Bassweight
Фильм про самую многообещающую музыкальную субкультуру нулевых использует тот же ассоциативный ряд, что и искомая музыка: низкое, затянутое облаками небо южного Лондона, приглушенный свет, массивный бас, удары которого отдают в грудной клетке, негромкая речь людей, предпочитающих не показывать свои лица. Впрочем, все ключевые для дабстепа люди здесь, конечно, имеются – Бенга, Скрим, Kode 9, Мэри-Энн Хоббс и прочие, а география не сводится к одному только Кройдону – следом за исторической родиной дабстепа режиссер фильма исследует и другие очаги возгорания, включая Бразилию и Японию.
Rolling Stones на периферии
Кадр из фильма Stones in Exile (Photograph © Dominique Tarlé)
Проблемы с налогами, наркотиками и журналистами – вот краткий перечень причин, заставивших группу Rolling Stones весной 1971-го года покинуть Британию и окопаться на юге Франции, в Вильфранш-Сюр-Мер близ Ниццы, где в подвале гигантской виллы Кита Ричардса они и записали альбом Exile on the Main Street. Фотограф Доминик Тарле приехал туда на несколько дней и в итоге остался на полгода, а режиссер Стивен Кайак, автор фильма Scott Walker: 30 Century Man, тридцать лет спустя собрал из этих и других редких архивов фильм о том, как группа живет, шатается по Лазурному берегу и записывает одну из главных своих пластинок.
Визионер из трущоб
Кадр из фильма Favela on Blast
Гимн бразильским гетто (они же фавеллы), породившим байле-фанк – взбалмошную смесь музыки стран третьего мира, нелегального рейва и злого фанка, на волне которого вышли в люди Майя и Сантиголд. Снял фильм никто иной как Дипло (он же Уэсли Пенц) – диджей, продюсер и крестный отец двух вышеупомянутых артисток. Поэтому неудивительно, что вместо истории жанра в сухом остатке у него вышла увлекательная этнографическая экспедиция в трущобы Рио-де-Жанейро, где наркотики, секс и зашкаливающий уровень преступности играют в становлении байле-фанка не меньшую роль, чем сама музыка.
Blur как национальное достояние
Кадр из фильма No Distance Left To Run
Апология бритпопа: Тони Блэр, наркотическая зависимость, костры амбиций Дэймана Албарна и ревущий Гайд парк, горланящий Song 2 на последнем концерте группы. Этот фильм, являющийся готовой заявкой на включение группы Blur в Зал славы, помимо важных, но общеизвестных моментов (вроде соперничества с Oasis за первенство в том же бритпопе) визуализирует и те, что всегда оставались за кадром: вот школа искусств, где Албарн познакомился с Грэмом Коксоном, вот архивное интервью, где группа без особого успеха объясняет, что имелось в виду под названием «Great Escape», вот последний выход на сцену, к которому решительно нечего добавить.
Фестиваль с политикой ‘No Assholes’
Кадр из фильма All Tomorrow's Parties
Хроники британского фестиваля, который первым нарушил монополию Гластонбери, Ридинга и прочих пивных сборищ в чистом поле – и с тех пор прослыл одним из самых независимых и принципиальных. ATP из года в год проходит на базе отдыха в английской глуши, где артисты и их поклонники живут в одинаковых номерах, не бывает коммерческих спонсоров, программу составляют приглашенные кураторы (в разное время ими были Ник Кейв, Belle & Sebastian, Sonic Youth и даже Мэтт Гронинг). И, главное, где не любят вздорных людей – основатель фестиваля Бэрри Хоган однажды сказал, что никогда больше не станет иметь дело с группой Killing Joke, «потому что они мудаки». Эта демократичность сказалась и на фильме: часть съемок сделана адептами фестиваля на мобильный телефон.
Мухаммед Али против Джеймса Брауна
Кадр из фильма Soul Power
Хроника трехдневного соул-фестиваля в Заире в 74-м году, приуроченного к историческому бою Мухаммеда Али против Джорджа Формана (также известного как Rumble in the Jungle) – кровь, пот и Джеймс Браун, садящийся на шпагат на глазах у стотысячного стадиона. Скроенный из того же архивного материала, что лег в основу знаменитой боксерской ленты When We Were Kings, этот фильм представляет собой пошаговую инструкцию «Как сделать громадный фестиваль в Африке: от первой гайки до последней песни».
- Taqwacore: The Birth of Punk Islam
Don't panic, we're Islamic!
Кадр из фильма Taqwacore: The Birth of Punk Islam
Пакистанские лесбиянки из Ванкувера, арабские хэви-металлисты из Чикаго, группа Vote Hezbollah, ведомая иранцем из Сан Антонио, – все это невымышленные, сплошь настоящие персонажи, запечатленные в первом документальном свидетельстве о субкультуре исламского панка. Хотя до недавнего времени исламский панк, он же taqwacore, был художественным вымыслом, вышедшим из под пера писателя-мусульманина Майкла Мухаммеда Найта, его книга сделала это явления вполне реальным, тогда как сам он стал главным героем этого фильма.
- Posters Came From The Walls
Depeche Mode как смысл жизни
Кадр из фильма Posters Came From The Walls
Кругосветная панорама, показывающая обычаи и традиции поклонников Depeche Mode по всему миру: от России до Ирана. Отправившись снимать парадную картину, рассказывающую о том, как любят группу Depeche Mode за пределами Британии, авторы фильмы столкнулись с тем, что любовь эта подчас носит очень личный – и в то же время общенациональный – характер.
Как скажем, так и будет
Кадр из фильма «Пикник «Афиши»
Хроники фестиваля, начинавшегося как пикник по случаю дня рождения журнала для тысячи знакомых человек и выросшего в самый масштабный летний open-air Москвы. Первое документальное свидетельство.
27.05.2010
|