115 лет со дня рождения Вертова исполняется 2 января 2011 года.
В преддверии новогодних праздников мы вспоминаем о великом отечественном кинорежиссере Дзиге Вертове, 115 лет со дня рождения которого исполняется 2 января 2011 года. Он был одним из первых творцов документального кино, превративших его в искусство, его обжигающий псевдоним давно стал брендом подлинной документалистики, показывающей «жизнь врасплох», его фильмы и сегодня смотрят с восторгом поклонники кино со всего мира.
Денис Аркадьевич Кауфман, прославившийся под именем Дзиги Вертова, прожил недолгую жизнь, насыщенную победами и поражениями. Он был одним из пламенных революционеров кино, жаждущих переворота в его эстетике. Начавший кинокарьеру в первые годы существования советского государства, Вертов требовал новаторства во всем и, не дожидаясь одобрения своих взглядов сверху, переходил к практике. В охваченные порывом строительства нового мира 20-е годы, документалистом были созданы такие выдающиеся фильмы, как «Кино-Глаз» (1924), «Шагай, Совет!», «Шестая часть мира» (1926), «Одиннадцатый» (1928), «Человек с киноаппаратом» (1929). В этих фильмах, а особенно в «Человеке с киноаппаратом», Вертов смело экспериментировал с методами съемки и монтажа, доказывая жизнеспособность своей теории о «киноглазе», чьи возможности в познавании мира и фиксировании связей между жизненными явлениями значительно богаче возможностей глаза человека. Динамичный ритм, яркие монтажные ассоциации, схваченная врасплох и синтетически созданная реальность, поэтическое восприятие мира и, как бы сказали сегодня, клиповый монтаж, - все это неотъемлемые элементы творческого метода Дзиги Вертова, оказавшего на мировой кинематограф влияние, которое трудно переоценить.
Но свобода творчества Вертова с течением времени вызывала все большее раздражение блюстителей идеологического порядка в искусстве, обвинявших его в излишнем формализме и недостаточной ясности в изложении ленинских принципов. Последней картиной мастера, где творческие поиски еще стояли выше социалистического разъяснения мира, стала «Симфония Донбасса» («Энтузиазм», 1930) - один из первых советских звуковых фильмов, где Вертов вдохновенно экспериментировал со звуком, о появлении которого мечтал с первых лет работы в кино. В большинстве его последующих работ советская пропаганда, увы, брала верх над искусством.
Последнее десятилетие своей жизни Дзига Вертов, чьи документальные проекты неизменно натыкались на сопротивление начальства, провел на посту режиссера-монтажера ежемесячного документального журнала «Новости дня», демонстрировавшего партийное видение мира. Загнанный в угол государством, которое прежде воспевал, Вертов ушел из жизни 12 февраля 1954 года в возрасте 58 лет. Почти столько же лет минуло со времени его кончины. Но фильмы Дзиги Вертова с их невероятным ритмом и стиранием границ между эстетическими табу в XXI веке обрели второе дыхание, а его лучшая картина «Человек с киноаппаратом» в октябре 2010 года американским журналом Entertainment Weekly была признана одним из 12-ти документальных фильмов, изменивших мир.
Портал «Вертов» появился в сети Интернет в 1996 году и был первым ресурсом, посвященным документальному кино в российском Интернете. Много воды утекло с тех пор. За прошедшие годы появлялись и исчезали десятки сайтов и даже соцсетей, ориентированных как на профессиональное сообщество документалистов, так и на зрительскую аудиторию, любителей документалистики. Создатели «Вертова», не вступая в конкуренцию, наблюдали и по мере сил помогали подобным начинаниям. Но сегодня возникла ситуация определенного переизбытка информации. В новостных лентах и рассылках наряду с зернами, естественным образом появилось множество плевел. Эта шелуха зачастую просто не позволяет разглядеть главное. В этой ситуации мы переформатировали портал «Вертов» в своеобразный дайджест наиболее значимых (на наш взгляд) новостей, посвященных документальному кино, которые будут представлены в виде ссылок на источники информации. Иными словами, все самое важное из мира документального кино – на одной странице, которая даст пользователю возможность самостоятельного путешествия по запутанной сети, имея на руках качественную навигацию. Также, в последнее время в открытом доступе появилось немалое количество документальных фильмов. Мы возьмем на себя труд вычленять наиболее любопытные картины, создав своеобразный онлайн-кинотеатр, в котором постоянно будут показываться новые фильмы, извлеченные из всемирной сети легального видео. Помимо этого на портале «Вертов» будет представлено актуальное видео, посвященное документальному кино, а также – системой случайной выборки – фрагменты фильмов участников фестиваля «Артдокфест», финалистов премии «Лавровая ветвь», церемоний вручения премии и закрытия «Артдокфеста», фильмов производства студии «Вертов».