В Риме на 92 году умер Якопетти




В четверг в Риме на 92-м году жизни умер Гуальтьеро Якопетти, самый скандальный документалист 1960-х.

Циник, вуайерист, расист, фальсификатор и даже пособник убийц? Хотя итальянский суд снял с Якопетти обвинения в том, что для съемок фильма "Прощай, Африка" (Africa addio, 1966) он подряжал белых наемников в Конго эффектно расстреливать аборигенов с вертолета, осадок остался. Или горький сатирик, просветитель, ткнувший человечество мордой в зеркало, отразившее его дикарский лик, и проклятый именно за свой ригоризм? И то и другое. Якопетти заслужил титул самого двусмысленного режиссера 1960-х, продемонстрировав, как тонка грань между морализмом и порнографией, свидетельством и наглой манипуляцией.

Он положил начало направлению mondo film, или шокументалистики. Из него выросли и мифические snuff movies, порно с якобы реальными изнасилованиями и убийствами, и всевозможные "Лики смерти", и телевизионные realities shows, и внешне благопристойно-познавательные, но шокирующие репортажи Discovery, и творчество таких анархистов, как Расс Мейер и Джон Уотерс.

Mondo — это в честь "Собачьего мира" (Mondo cane, 1962), дебюта, прославившего видного журналиста христианско-демократического направления, в годы войны — агента американской разведки. В этом и других фильмах — "Женщина в мире" (La donna nel mondo, 1963), "Собачий мир-2" (1963), "Прощай, Африка", "Щенячий мир" (Mondo candido, 1975) — он грубо, механически монтировал собранные по всему свету примеры варварства и жестокости. От пожирания мексиканцами жуков и гусениц до ритуального обезглавливания быка тайскими офицерами. От пивной блевотины немецких бюргерш до холодного садизма лощеных ученых-вивисекторов.

Он не видел разницы между великим Ивом Клейном, использовавшим как кисти для своих картин обнаженных натурщиц, и бывшим эсэсовцем Конго-Мюллером, чьи парни предавали огню и мечу восставшую Африку. Он говорил не о деградации человечества, а о неизменности его людоедской природы.

Когда материал был не подвластен документальной фиксации, он реконструировал. Так родился фильм "Прощай, дядя Том" (Addio zio Tom, 1971), где современная съемочная группа изучала мерзости рабства середины XIX века: кастрация негра, обвиненного в изнасиловании; изнасилования рабынь хозяевами; застенки луизианской Салтычихи мадам Лемори; 13-летняя рабыня-шлюха-мазохистка.

Это ужасное кино. Хочется воскликнуть: "Так снимать нельзя!" И тут же укоротить собственный гнев: "А почему, собственно говоря, нельзя?"

Якопетти похоронили рядом с его любовницей — звездочкой 1950-х Белиндой Ли. 25-летняя Ли погибла в ДТП в Калифорнии в 1961 году. Сидевший сзади Якопетти отделался травмами. Вот ведь шельмец какой: даже умерев, вписал новую главу в бульварный роман римской "сладкой жизни", ярким героем которой был.

Михаил Трофименков

02.09.2011






В контате моя страница ВК


КИНОТЕАТР "ВЕРТОВ"



АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО



ФИНАЛИСТЫ ПРЕМИИ "ЛАВР"


Подмосковье. TERRA INCOGNITA


УЧАСТНИКИ АРТДОКФЕСТ


Нам нужно счастье


ВРУЧЕНИЕ ПРЕМИИ 2013



СТУДИЯ ВЕРТОВ РЕАЛЬНОЕ КИНО


Наша Родина





ПОРТАЛ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО VERTOV.RU

Портал «Вертов» появился в сети Интернет в 1996 году и был первым ресурсом, посвященным документальному кино в российском Интернете. Много воды утекло с тех пор. За прошедшие годы появлялись и исчезали десятки сайтов и даже соцсетей, ориентированных как на профессиональное сообщество документалистов, так и на зрительскую аудиторию, любителей документалистики. Создатели «Вертова», не вступая в конкуренцию, наблюдали и по мере сил помогали подобным начинаниям. Но сегодня возникла ситуация определенного переизбытка информации. В новостных лентах и рассылках наряду с зернами, естественным образом появилось множество плевел. Эта шелуха зачастую просто не позволяет разглядеть главное. В этой ситуации мы переформатировали портал «Вертов» в своеобразный дайджест наиболее значимых (на наш взгляд) новостей, посвященных документальному кино, которые будут представлены в виде ссылок на источники информации. Иными словами, все самое важное из мира документального кино – на одной странице, которая даст пользователю возможность самостоятельного путешествия по запутанной сети, имея на руках качественную навигацию. Также, в последнее время в открытом доступе появилось немалое количество документальных фильмов. Мы возьмем на себя труд вычленять наиболее любопытные картины, создав своеобразный онлайн-кинотеатр, в котором постоянно будут показываться новые фильмы, извлеченные из всемирной сети легального видео. Помимо этого на портале «Вертов» будет представлено актуальное видео, посвященное документальному кино, а также – системой случайной выборки – фрагменты фильмов участников фестиваля «Артдокфест», финалистов премии «Лавровая ветвь», церемоний вручения премии и закрытия «Артдокфеста», фильмов производства студии «Вертов».




ПОДПИСКА ЧЕРЕЗ RSS



rss-поток




ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Главная | Контакты | Вакансии | Нашли ошибку?