ПУТИН В ДОКУМЕНТАЛЬНОМ КИНО



/"Общая газета", 23 марта/


НА ДНЯХ верховный атаман казачьих войск Виктор Ратиев, возбужденно оправляя экзотическую военную фуражку, кричал в микрофон: "Казаки поддерживают Путина не потому, что это модно, а потому, что видят в нем Минина и Пожарского".



Наверное, г-н Ратиев решил, что Минин-и-Пожарский - это один человек. Как бы то ни было, лексические шероховатости в речи казачьего предводителя с лихвой компенсировались жарким чувством глубокого патриотизма.



Сходные эмоции обуревали и создателей документального фильма "Неизвестный Путин" (РТР) - сценариста Н. Микову, режиссера Д. Желковского, руководителя проекта В. Манского. Потому-то их произведение и напоминало спич Ратиева: слабовато по части художественной, зато очень верноподданически. Вопрос, прозвучавший в Давосе - "Who is mister Putin?", - был возведен авторами в ранг других роковых русских вопросов - "кто виноват?" и "что делать?".



Стилистически расследование документалистов Северной Пальмиры напоминает мутанта, выведенного посредством скрещения "Петербургских тайн" с "Семнадцатью мгновениями весны". Авторы снуют по мрачным подворотням, заходят в дома, помнящие еще героев Достоевского, со штирлицевской интонацией произносят ключевые фразы вроде такой: "Мы знаем дату рождения нашего героя - 7 октября 1952 года".



Похоже, это все, что знают авторы. На их беду, даже в студии на Крюковом канале, где хранится самый большой питерский киноархив за последние 50 лет, следов Путина почти не обнаружилось. Так, всего два-три мимолетных кадра - Владимир Владимирович за спиной Собчака. К слову сказать, в картине на удивление мало даже простых фотографий с изображением героя. Впечатление такое, что он с младых ногтей разделял жизненное кредо философа Сковороды - "мир меня ловил, но не поймал".



Убожество визуального ряда авторы тщатся восполнить тем, что именуется "воздухом времени". Но и тут неувязочка вышла. Воздух так отфильтровали, что оторопь берет: зачем, спрашивается, перестройки разные затевали, если так хорошо жилось в 50-70-е годы? Все маршируют, пляшут и поют, камера то и дело выхватывает крупным планом малыша, олицетворяющего "спасибо партии и правительству за счастливое детство". И наши расследователи тут как тут, задаются вопросом - а может, это маленький Путин? Или этот? Или тот? Поистине новаторский для документальных фильмов прием. С его помощью можно было бы откопать даже неизвестного Жириновского, не говоря уже о неизвестных Памфиловой и Джабраилове. Тогда хотя бы Центризбирком был бы доволен...



Наконец-то зритель, прибалдевший от количества знакомой - до зубовного скрежета - хроникальной нарезки, вознагражден: в результате титанических усилий авторами найдена классная руководительница Путина - Вера Дмитриевна Гуревич. Вера Дмитриевна действительно прелесть: умная, интеллигентная, непосредственная, искренняя, но главное - она, чувствуется, любит Володю не по долгу службы, а сердцем и душой.



И вот тут-то кроется основное противоречие фильма. Вера Дмитриевна повторяет - не надо делать из Путина гения и сверхчеловека. Он - обыкновенный человек с обыкновенными способностями. Именно таким и любит учительница этого мальчишку, обожавшего нугу, яичницу и фильмы про шпионов. Но то, что хорошо для классной руководительницы, решительно не годится для авторов фильма о президенте великой державы. Их смущение, конечно, можно понять: где признаки грядущего величия? Пусть бы хоть лобзиком в детстве чего-нибудь выпиливал...



Не проливают свет истины на становление путинской личности и вялые одноклассники - их осторожные воспоминания унылы и однообразны, как Обводный канал. Зритель так и остается в недоумении - как же все-таки случилось, что, едва окончив школу, Путин помчался устраиваться на работу в КГБ? Ибо зритель уверен: мальчики и девочки в ту пору, как и в любую другую, больше всего на свете не желали иметь какое-либо отношение к этой грозной аббревиатуре. Не больно много мы узнаем и от университетских однокашников Владимира Владимировича. С их помощью тема "Путин и КГБ" начинает приобретать совсем уж загадочные очертания. Каким образом юноша без блата, не отличавшийся сверхъестественными успехами в учебе, сперва сумел поступить на юрфак при конкурсе 25 человек на место, а затем, один из немногих, получить желанную работу? Его приятель С. Заблодский обмолвился - "ему удалось распределиться в КГБ, к нему начали заранее присматриваться". Можно только догадываться, что означают вышеприведенные глаголы.



Лучшее, что есть в фильме, - постскриптум. Двери, как в сказке, открываются, и к Вере Дмитриевне входит Путин с огромным букетом роз. Такие путинские глаза - настоящие, теплые, живые, а не "имиджмейкерские" - мы видели только один раз, у гроба Собчака. "Зачем диван передвинули?" - спрашивает у Веры Дмитриевны ее любимый ученик, давая знак телевизионщикам убраться.



Если в часовом фильме лучшее - минутный посткриптум, то дела плохи. Фильма, собственно, и нет: скверный текст, отсутствие информации, натужный монтаж не в состоянии образовать единого целого. Впрочем, эту, с позволения сказать, документальную работу уместно оценивать отнюдь не по творческим критериям. Ведь она - явление того же ряда, что и стремительная путинизация всех политических сил; асфальт в городе Иванове, положенный на скукоженный снег; заявление заикающегося от подобострастия М. Леонтьева: какой у нас президент, однако, здоровенький - даже на истребителях может летать. Суть сего чисто-конкретно русского явления лучше всех выразил Добчинский из "Ревизора": "Так бежал засвидетельствовать свое почтение, что не могу духу перевести".



Агитаторы и пропагандисты всех мастей восторгаются: Путин не вел предвыборной борьбы. А зачем? Мельтешение на экране, скуловоротные дебаты, дебильнообразные ролики - удел аутсайдеров, а не лидеров. Истинных "рейтингоносцев" (курсив мой) у нас завсегда играют те, что никак не могут "дух перевести". Даже нежелание и.о. соседствовать с тампаксами и сникерсами было учтено - "Неизвестный Путин" благоговейно огражден от вторжения рекламы.



Только вот сам герой ничуть не стал нам ближе. Недавно Зюганов разоткровенничался: лидеры выращиваются годами. Он прав. Процесс выращивания Путина до 1975 года так и остался неизвестным. Вторая часть фильма пока в телепрограмме не заявлена. Как говорит в таких случаях моя подруга, дальнейшее покажет будущее.



26.11.2005






В контате моя страница ВК


КИНОТЕАТР "ВЕРТОВ"



АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО



ФИНАЛИСТЫ ПРЕМИИ "ЛАВР"


Временно вундеркинд


УЧАСТНИКИ АРТДОКФЕСТ


Собачий кайф


ВРУЧЕНИЕ ПРЕМИИ 2013



СТУДИЯ ВЕРТОВ РЕАЛЬНОЕ КИНО


Гора





ПОРТАЛ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО VERTOV.RU

Портал «Вертов» появился в сети Интернет в 1996 году и был первым ресурсом, посвященным документальному кино в российском Интернете. Много воды утекло с тех пор. За прошедшие годы появлялись и исчезали десятки сайтов и даже соцсетей, ориентированных как на профессиональное сообщество документалистов, так и на зрительскую аудиторию, любителей документалистики. Создатели «Вертова», не вступая в конкуренцию, наблюдали и по мере сил помогали подобным начинаниям. Но сегодня возникла ситуация определенного переизбытка информации. В новостных лентах и рассылках наряду с зернами, естественным образом появилось множество плевел. Эта шелуха зачастую просто не позволяет разглядеть главное. В этой ситуации мы переформатировали портал «Вертов» в своеобразный дайджест наиболее значимых (на наш взгляд) новостей, посвященных документальному кино, которые будут представлены в виде ссылок на источники информации. Иными словами, все самое важное из мира документального кино – на одной странице, которая даст пользователю возможность самостоятельного путешествия по запутанной сети, имея на руках качественную навигацию. Также, в последнее время в открытом доступе появилось немалое количество документальных фильмов. Мы возьмем на себя труд вычленять наиболее любопытные картины, создав своеобразный онлайн-кинотеатр, в котором постоянно будут показываться новые фильмы, извлеченные из всемирной сети легального видео. Помимо этого на портале «Вертов» будет представлено актуальное видео, посвященное документальному кино, а также – системой случайной выборки – фрагменты фильмов участников фестиваля «Артдокфест», финалистов премии «Лавровая ветвь», церемоний вручения премии и закрытия «Артдокфеста», фильмов производства студии «Вертов».




ПОДПИСКА ЧЕРЕЗ RSS



rss-поток




ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Главная | Контакты | Вакансии | Нашли ошибку?