Уразова С.Л.
Еще одним подтверждением того, что телевизионный ландшафт в области программирования «обречен» на изменения, стала церемония вручения национальной премии «Лавр». Это единственный российский конкурс в области документального кино и телевидения. Победителей четвертого по счету конкурса чествовали на исходе 2003 г. в Москве, в театральном центре Анатолия Васильева. Не в пример известным премиям, присуждаемым в последние годы кино- и теледеятелям, награждение которых проводится с пышностью и помпезностью, «Лавр» отличает скромность. Торжество проходит без особых фанфар, скорее по-домашнему. Но это не снижает его обаяния. Конкурс, учрежденный Союзом кинематографистов России, Российским фондом культуры, Гильдией неигрового кино и телевидения, АНО «Интерньюс», ведущими документальными студиями страны, ориентирован на качественную, серьезную продукцию. По словам директора национальной премии «Лавр» Светланы Резвушкиной, он «призван сделать документалистику популярной и привлекательной, и, как результат, поднять престиж профессии документалиста». И надо сказать, что с учетом прошедших четырех лет организаторам это все больше удается. В 2003 г. на девять номинаций конкурса было представлено 300 работ на русском языке не только из России и ближнего зарубежья, но и из Чехии, Германии, Бельгии, Франции, Латвии и других стран. В традиционной почетной номинации «за вклад в кинолетопись» награды был удостоен классик документального кино Артур Пелешьян. О гениальности этого режиссера говорил Жан Люк Годар. А мэтр художественного кинематографа Андрей Кончаловский, вручая коллеге бронзовую статуэтку, сказал: «Каждый кадр у Артура — это кирпичик. Золотой кирпичик. Пелешьян строит свой золотой храм». Сравнивая значение художественных и документальных кинолент, он также подчеркнул, что «не устаревает только документальное кино, как не может устареть правда», и потому все свои надежды он связывает именно с этим жанром. За право стать победителем в остальных конкурсных номинациях шла серьезная борьба. Как заявил член жюри, кинодокументалист Виталий Манский, «по сравнению с прошлым годом нынешний конкурс отличала еще более жестокая конкуренция. В ряде номинаций соперничало несколько десятков работ, и тем ценнее выход в финал». А гость церемонии, классик отечественной документалистики Самарий Зеликин отметил высокий уровень конкурсных работ: «Здесь представлено все лучшее, что было сделано в стране за год в сфере документального кино». Лучшим короткометражным кинофильмом был признан авторский фильм сибиряка Юрия Шиллера «Падение Икара». Лучшим полнометражным фильмом на кинопленке стала картина «Фрески» санкт-петербургского режиссера Александра Гутмана, уже удостоенная десятка международных призов. «Снимать фильм на кинопленке сегодня — это подвиг», — так прокомментировал награду в главной номинации конкурса член жюри Андрей Разбаш. Среди полнометражных фильмов, снятых на видео, победа досталась Виктору Косаковскому и его уже ставшей знаменитой киноленте «Тише», которую он снимал у окна, не выходя из квартиры. В номинации «короткометражный фильм на видео» жюри отметило картину «Валентина Леонтьева» Виталия Манского. Самым интересным научно-популярным фильмом был признан «Гиперболоид инженера Шухова» режиссера Юрия Малюгина о судьбе создателя первой в нашей стране телевизионной башни (к 150-летию со дня рождения). Биография этого замечательного специалиста представлена в кадрах старой хроники, через призму фотографий и чертежей. А в номинации «документальный сериал» победил телевизионный проект Леонида Парфенова «Российская империя. Николай Второй». Известно, что цикл этих документальных программ телевизионная аудитория канала НТВ смотрела с особым интересом. Многосерийный проект, посвященный 300-летию Санкт-Петербурга, — это сегодняшний взгляд на 300 лет нашей цивилизации. В номинации «лучший репортаж» победителем стала работа «Солдаты удачи» Вячеслава Грунского, а старейший российский сценарист Лев Рошаль признан лучшим за свой сценарий к фильму «Горе уму, или Эйзенштейн и Мейерхольд: двойной портрет в интерьере эпохи». Были отмечены и дебютанты. Среди них жюри признало победу необычной картины «Русская канарейка», сценарий к которой написала Екатерина Еременко. В этой киноленте рассказывается об обществе канароводов-любителей, среди которых одни мужчины. Зимним воскресным днем они приезжают в Москву из разных уголков страны, чтобы участвовать в конкурсе канареечного пения. Торжественную церемонию награждения премией «ЛАВР» (эта бронзовая статуэтка создана молодым московским скульптором Вадимом Кирилловым) увидят и телезрители. Телеканал «Россия» собирается показать телеверсию чествования победителей. А любители документального кино смогут по достоинству оценить фильмы-лауреаты, которые будут показываться на телеканале «Культура». О том, что документальные ленты начинают завоевывать все большее телевизионное пространство, говорил и президент конкурса Лев Николаев. «Премия успешно выполняет свою задачу — способствует сближению документального кино и ТВ. Неигровое кино набирает творческие обороты, а телевидение, в свою очередь, стало востребовать документалистику. На основных телеканалах уже демонстрируются документальные ленты, правда, пока еще не в том объеме, как того заслуживает неигровое кино. Многое в этом направлении еще предстоит сделать, и потому у конкурса «ЛАВР» большие перспективы».
26.11.2005
|