Скромное обаяние национальной премии



Уразова С.Л.


Еще одним подтверждением того, что телевизионный ландшафт в области программирования «обречен» на изменения, стала церемония вручения национальной премии «Лавр». Это единственный российский конкурс в области документального кино и телевидения. Победителей четвертого по счету конкурса чествовали на исходе 2003 г. в Москве, в театральном центре Анатолия Васильева.
Не в пример известным премиям, присуждаемым в последние годы кино- и теледеятелям, награждение которых проводится с пышностью и помпезностью, «Лавр» отличает скромность. Торжество проходит без особых фанфар, скорее по-домашнему. Но это не снижает его обаяния. Конкурс, учрежденный Союзом кинематографистов России, Российским фондом культуры, Гильдией неигрового кино и телевидения, АНО «Интерньюс», ведущими документальными студиями страны, ориентирован на качественную, серьезную продукцию. По словам директора национальной премии «Лавр» Светланы Резвушкиной, он «призван сделать документалистику популярной и привлекательной, и, как результат, поднять престиж профессии документалиста». И надо сказать, что с учетом прошедших четырех лет организаторам это все больше удается. В 2003 г. на девять номинаций конкурса было представлено 300 работ на русском языке не только из России и ближнего зарубежья, но и из Чехии, Германии, Бельгии, Франции, Латвии и других стран.
В традиционной почетной номинации «за вклад в кинолетопись» награды был удостоен классик документального кино Артур Пелешьян. О гениальности этого режиссера говорил Жан Люк Годар. А мэтр художественного кинематографа Андрей Кончаловский, вручая коллеге бронзовую статуэтку, сказал: «Каждый кадр у Артура — это кирпичик. Золотой кирпичик. Пелешьян строит свой золотой храм». Сравнивая значение художественных и документальных кинолент, он также подчеркнул, что «не устаревает только документальное кино, как не может устареть правда», и потому все свои надежды он связывает именно с этим жанром.
За право стать победителем в остальных конкурсных номинациях шла серьезная борьба. Как заявил член жюри, кинодокументалист Виталий Манский, «по сравнению с прошлым годом нынешний конкурс отличала еще более жестокая конкуренция. В ряде номинаций соперничало несколько десятков работ, и тем ценнее выход в финал». А гость церемонии, классик отечественной документалистики Самарий Зеликин отметил высокий уровень конкурсных работ: «Здесь представлено все лучшее, что было сделано в стране за год в сфере документального кино».
Лучшим короткометражным кинофильмом был признан авторский фильм сибиряка Юрия Шиллера «Падение Икара». Лучшим полнометражным фильмом на кинопленке стала картина «Фрески» санкт-петербургского режиссера Александра Гутмана, уже удостоенная десятка международных призов. «Снимать фильм на кинопленке сегодня — это подвиг», — так прокомментировал награду в главной номинации конкурса член жюри Андрей Разбаш.
Среди полнометражных фильмов, снятых на видео, победа досталась Виктору Косаковскому и его уже ставшей знаменитой киноленте «Тише», которую он снимал у окна, не выходя из квартиры. В номинации «короткометражный фильм на видео» жюри отметило картину «Валентина Леонтьева» Виталия Манского.
Самым интересным научно-популярным фильмом был признан «Гиперболоид инженера Шухова» режиссера Юрия Малюгина о судьбе создателя первой в нашей стране телевизионной башни (к 150-летию со дня рождения). Биография этого замечательного специалиста представлена в кадрах старой хроники, через призму фотографий и чертежей. А в номинации «документальный сериал» победил телевизионный проект Леонида Парфенова «Российская империя. Николай Второй». Известно, что цикл этих документальных программ телевизионная аудитория канала НТВ смотрела с особым интересом. Многосерийный проект, посвященный 300-летию Санкт-Петербурга, — это сегодняшний взгляд на 300 лет нашей цивилизации.
В номинации «лучший репортаж» победителем стала работа «Солдаты удачи» Вячеслава Грунского, а старейший российский сценарист Лев Рошаль признан лучшим за свой сценарий к фильму «Горе уму, или Эйзенштейн и Мейерхольд: двойной портрет в интерьере эпохи». Были отмечены и дебютанты. Среди них жюри признало победу необычной картины «Русская канарейка», сценарий к которой написала Екатерина Еременко. В этой киноленте рассказывается об обществе канароводов-любителей, среди которых одни мужчины. Зимним воскресным днем они приезжают в Москву из разных уголков страны, чтобы участвовать в конкурсе канареечного пения.
Торжественную церемонию награждения премией «ЛАВР» (эта бронзовая статуэтка создана молодым московским скульптором Вадимом Кирилловым) увидят и телезрители. Телеканал «Россия» собирается показать телеверсию чествования победителей. А любители документального кино смогут по достоинству оценить фильмы-лауреаты, которые будут показываться на телеканале «Культура».
О том, что документальные ленты начинают завоевывать все большее телевизионное пространство, говорил и президент конкурса Лев Николаев. «Премия успешно выполняет свою задачу — способствует сближению документального кино и ТВ. Неигровое кино набирает творческие обороты, а телевидение, в свою очередь, стало востребовать документалистику. На основных телеканалах уже демонстрируются документальные ленты, правда, пока еще не в том объеме, как того заслуживает неигровое кино. Многое в этом направлении еще предстоит сделать, и потому у конкурса «ЛАВР» большие перспективы».
26.11.2005






В контате моя страница ВК


КИНОТЕАТР "ВЕРТОВ"



АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО



ФИНАЛИСТЫ ПРЕМИИ "ЛАВР"


Подмосковье. TERRA INCOGNITA


УЧАСТНИКИ АРТДОКФЕСТ


Танцор


ВРУЧЕНИЕ ПРЕМИИ 2013



СТУДИЯ ВЕРТОВ РЕАЛЬНОЕ КИНО


Откройте, милиция!





ПОРТАЛ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО VERTOV.RU

Портал «Вертов» появился в сети Интернет в 1996 году и был первым ресурсом, посвященным документальному кино в российском Интернете. Много воды утекло с тех пор. За прошедшие годы появлялись и исчезали десятки сайтов и даже соцсетей, ориентированных как на профессиональное сообщество документалистов, так и на зрительскую аудиторию, любителей документалистики. Создатели «Вертова», не вступая в конкуренцию, наблюдали и по мере сил помогали подобным начинаниям. Но сегодня возникла ситуация определенного переизбытка информации. В новостных лентах и рассылках наряду с зернами, естественным образом появилось множество плевел. Эта шелуха зачастую просто не позволяет разглядеть главное. В этой ситуации мы переформатировали портал «Вертов» в своеобразный дайджест наиболее значимых (на наш взгляд) новостей, посвященных документальному кино, которые будут представлены в виде ссылок на источники информации. Иными словами, все самое важное из мира документального кино – на одной странице, которая даст пользователю возможность самостоятельного путешествия по запутанной сети, имея на руках качественную навигацию. Также, в последнее время в открытом доступе появилось немалое количество документальных фильмов. Мы возьмем на себя труд вычленять наиболее любопытные картины, создав своеобразный онлайн-кинотеатр, в котором постоянно будут показываться новые фильмы, извлеченные из всемирной сети легального видео. Помимо этого на портале «Вертов» будет представлено актуальное видео, посвященное документальному кино, а также – системой случайной выборки – фрагменты фильмов участников фестиваля «Артдокфест», финалистов премии «Лавровая ветвь», церемоний вручения премии и закрытия «Артдокфеста», фильмов производства студии «Вертов».




ПОДПИСКА ЧЕРЕЗ RSS



rss-поток




ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Главная | Контакты | Вакансии | Нашли ошибку?