Ксения ВЛАДИМИРОВА, Киев. Май 09, 2005 г., понедельник.
"Неигровые" фильмы Виталия Манского "Частные хроники" и "Бродвей. Черное море" можно назвать "аллегорическим". Игра актера уже не мешает режиссеру проводить свою линию. Высказывать свои идеи, выражать свою позицию. В «Частных хрониках» (1999) этому идеально служит бесплотный голос за кадром, интонационно окрашивая эмоциями абстрактные фразы вроде «серая советская интеллигенция», «конец советской эпохи» и т.п. и т.д. Текст уже звучит не как цитата из публицистической статьи, а воспринимается как исповедь. Исповедь «героя нашего времени». Произносим «нашего» — подразумеваем ушедшего «советского». Виталий Манский на Фестивале "Контакт", в центре. Киев, апрель 2005 г. http://www.molodist.com
Многие из нас смотрели пленки эпохи любительского немного кино ХХ века. Прыгающие кадры, пожалуй, могут что-то концептуальное рассказать только самим ностальгирующим участникам событий. Для непричастного зрителя это довольно невыразительное и невразумительное кино, сотканное из отдельных, порой забавных эпизодиков: кто-то вышел на дорожку, помахал ручкой... побежали, скачок камеры... мельтешение — как жаль, уже все. Из такого отрывочного видео Виталий Манский сконструировал трактат-исповедь, посвященный анатомии советского общества. Полтора часа кино — это лишь верхушка огромного айсберга собранного материала — сотни и сотни метров любительского видео, архив черновых материалов уже сейчас задействован в работе многими кинокомпаниями.
Первый день «Хроники» приходится на 11 апреля 1961 года — в этот день обычный советский малыш был запущен в открытый космос жизни.
«Папа всю жизнь не мог простить маме, что она одного дня не дотянула до полета человека в космос... Не знаю, о чем думали мои родители, рожая меня, но путь от роддома до нашего дома мы прошли пешком, так как даже на такси денег у них не было... Папа с мамой расстались не потому, что мама перестала привлекать отца как женщина, а на идейной почве. Мама, переборов себя, сделала отчаянный шаг к примирению — купила пластинку песен Окуджавы в исполнении Кобзона. Папа сказал, что он слушать это не будет, так как песни Окуджавы может исполнять только сам автор... Советские праздники любили все, даже те, кто не любил советской власти...» и т.п., и т.д. В такой манере — полуанекдота, полуновостной публицистики — написан весь монолог героя, и завершается он трагичным аккордом: «И вот когда я почти сформировался как советский интеллигент, советской власти не стало... я почувствовал опустошение... я уже умер, впрочем, кто-то утверждает, что видел меня...» Моменты искренности сквозь ироничную риторику пробиваются, лишь когда заходит рассказ о смерти и любви. «Бабушка была крещеная, но ее не отпевали — не решились».
От фильма под названием «Частные хроники» ожидаешь рассказа о частной жизни человека, даже если это человек советский. Ожидания не оправдались, мне озвучили статью о homo soveticus, у которого личной жизни как таковой нет, личное и общественное давно срослось, как сиамские близнецы. Возможно, кто-то скажет, что так оно и было: дескать, жернов тоталитарного государства перемалывал личную жизнь. Но думается мне, что дело не в жернове и не в ярме, а в позиции создателей фильма: проиллюстрировать кадрами любительской хроники определенный комплекс идей. И это сделать удалось, талантливо, весело, так, что зритель идею лопает и не замечает, что он уже на крючке.
Фильм "Частные хроники. Монолог". http://www.zhovten-kino. kiev.ua/index.php
Что ж, возможно, частную хронику не о homo, а о человеке, родившемся в 1961 году, мы посмотрим когда-то в другой раз...
«В Крыму человек советский становился человеком отдыхающим. Он ел, пил, купался, занимался любовью, справлял нужду...» Это Крым «Частных хроник». Крым постсоветского времени уже называется «Бродвей. Черное море» (2002).
Название фильма построено на культурной антиномии. Черное море — воплощение поэтической романтической мечты о свободе: «свободная стихия» блещет гордою красой, это «души предел желанный!» (А.Пушкин). «Бродвеи» же — народное ироничное название комплекса торговых и увеселительных мелких точек вокруг более крупной точки, например, супермаркета.
Главные герои киноленты — это сезонные звезды летней индустрии развлечений, промышляющие на одном из пляжей полуострова. Фотограф с обезьянкой Филей, хозяин аттракциона «Силомер» и шашлычник. Отдыхающие граждане, для которых все эти шоу и затеяны, выступают единым фронтом, общей массой из тел — по большей части с жировыми отложениями и целлюлитом в области живота и бедер. И к сожалению, нет в этом телесном изобилии раблезианского удовольствия и наслаждения жизнью, на этом фронте — тоска по красивому гибкому телу.
Крымский Бродвей фильма точен до мелочей. Пластиковые однаразовые бутылки многоразового использования, крикливые караоке, раздевалки а-ля туалеты на пляже, восточные «сладости», засиженные мухами, кассетная попса, несущаяся из окон полуразвалившегося авто, и т.д., и т.п. Все эти курортные «прелести» отсняты смиренно и отстраненно — так мерно и спокойно пережевывает жвачку верблюд, иногда флегматично и без эмоций сплевывая накопившуюся слюну.
В отличие от «Частных хроник», голос за кадром на «Бродвее» бессильно умолк, остались одни бессловесные наблюдатели — любимые фотомодели и «кормильцы» крымского Бродвея — верблюд и обезьянка. F они по природе своей безмолвны.
Квинтэссенция символизма киноленты — съемка родов в воде. Представляется, что эпизод с родами — не что иное как художественный поэтический жест. Море все-таки — колыбель жизни, а из пены морской родилась богиня любви и красоты Афродита. Эта Боттичелевская фреска смотрится неубедительно в палаточном городке и больше напоминает репродукцию плохого качества в одной из хибарок недалеко от пляжа или вдруг возникшее лирическое отступление в ряду натуралистических зарисовок. Впрочем, оптимизма эта сцена фильму добавляет.
В заключение: ретроспективный показ фильмов Виталия Манского был включен в программу Первого международного фестиваля неигрового кино Contact, который проходил в конце апреля в Киеве. На Фестивале россиийский режиссер присутствовал лично и входил в состав жюри.
26.11.2005
|