После просмотра фильма состоится открытая дискуссия на тему «Пути развития документального кино и рекламы», в которой примут участие чешские режиссеры Филип Ремунда и Вит Клусак, а также российские режиссеры документального кино и рекламы. ЧЕШСКАЯ МЕЧТА Вит Клусак, Филип Ремунда Чешская Республика, 2004 Сценарий: Вит Клусак, Филип Ремунда Оператор: Вит Клусак Звукооператоры: Давид Гисек, Михал Габор Музыка: Гинек Шнайдер, Варган О. Бауер Режиссеры: Вит Клусак, Филип Ремунда Продолжительность: 95 мин.
Фильм – акция «Чешская мечта» складывается из двух неотделимых друг от друга событий. Первым событием был публичный хэппенинг, в котором авторы мистифицировали публику, объявив об открытии очередного гипермаркета на пражской периферии. Иллюзия казалась действительностью: биллборды, световая реклама и реклама в печати, рекламные сюжеты на радио и телевидении, листовки будили ожидания чешского потребителя, предвкушавшего открытие новых торговых площадей с товарами по значительно более низким ценам. Кульминацией первой, последовательно задокументированной фазы стало торжественное открытие гипермаркета, где толпа валом валила к радужному полотну, повешенному на строительных лесах, стоящих в чистом поле. Продолжением стало придание акции «Чешская мечта» формы фильма, в котором отдельные из множества образы скомпонованы таким образом, чтобы они усиливали друг друга, сталкивались, объясняли, дополняли друг друга. Фильм является ироничным дидактическим путеводителем по потребительскому раю строящегося капитализма, который открывают чехи, неким документальным «Миром в картинках», в котором все подчинено задачам иллюстрирования. Авторы постепенно проходят по всем кругам – от изменения собственного имиджа, участия в разных видах рекламы вплоть до настоящей рефлексии посетителей реальных супермаркетов. Так мы становимся свидетелями многоуровневой инсценировки, авторского монтажа цветных декораций, готовящих ловушку для реальных участников церемонии торжественного открытия несуществующего магазина, для толпы, которая сама для себя иллюстрирует образцы нового типа поведения. Массовая кампания, в том числе финальное обнаружение пустоты за кулисами, впоследствии положила начало разноуровневой публичной дискуссии, добившись, наряду с интеллектуальным диалогом, внимания всех средств массовой информации, включая бульварную прессу. «Чешская мечта» (сама по себе марка) таким образом стала феноменом, вошедшим в мир прессы и политики, в котором она начала жить своей жизнью – игра продолжалась, и всеобщей известностью марки «Чешская мечта» воспользовалась как реальная торговая сеть, так и оппозиция, иронизируя над политикой правительства. Авторы иллюстрированной картинки не могли и надеяться на более совершенный финал: сам проект подвергся вторичному использованию, как маркетинговый продукт. Фильм получил приз за лучший чешский документальный фильм (ex aequo) на VIII. Международном фестивале документального кино в Иглаве в 2004 г., приз за лучший фильм на фестивале FAMU в 2004 г., приз за лучший фильм фестиваля в Дании и приз кинокритиков FIPRESCI на фестивале в Любляне.
30.11.-0001
|