ТЕЗИСЫ О БУДУЩЕМ ТЕЛЕВИДЕНИЯ



Какие каналы будут смотреть в будущем (в не столь отдаленном и вполне), а какие нет, какие останутся, а какие исчезнут с экранов телевизоров.


В рамках семинара на факультете медиакоммуникаций ВШЭ размышляли на интересную тему – какие каналы будут смотреть в будущем (в не столь отдаленном и вполне), а какие нет, какие останутся, а какие исчезнут с экранов телевизоров. Некоторые вещи хотелось бы зафиксировать.

1) Модель современного российского телевидения фактически была заложена в 90-ые годы и фундаментально встроена в сложившуюся систему властных отношений. Любое кардинальное изменение политической системы приведет к пересмотру устоявшейся схемы телевизионного представительства и далеко не факт, что нынешние лидеры останутся таковыми, и в будущем их не заменят новые выдвиженцы эфира (получило ведь когда-то НТВ частоту «Российских университетов», а Березовский ОРТ), тем более, что ряд новых телеканалов несут с собой дублирующие функции и при желании могут быть также «расчехлены» как и запасные политические структуры (партии, фронты и т.д.).

2) Главный капитал, которым обладают большие эфирные каналы, это – сила привычки. Многие привыкли смотреть телевизор только так (через антенну) и не иначе (собственно, эту ситуацию и призвана закрепить государственная программа цифрового ТВ с ее первыми, вторыми, третьими мультиплексами). Однако все нулевые годы в стране фактически шла стихийная цифровизация и миллионы россиян научились смотреть телевидение через кабель, а там лидерские позиции определяются немного другими критериями (позицией кабельного оператора, например. Хотя, с другой стороны, они находятся в надежных руках и с политической точки зрения бояться здесь нечего). Добавить к этому развитие скоростного интернета и тенденцию к смотрению через персональные гаджеты (в Финляндии, например, уже 9% населения смотрит телевидение не через телевизор) и мы получаем совершенно иную картину телевизионного будущего. Люди с более молодым опытом телевизионного смотрения вполне могут предпочесть Life-TV Габреляновых (которое они вот-вот грозятся запустить) России-24 или НТВ в качестве основного новостного провайдера. А «Ю» и «Пятница» могут через некоторое количество лет заменить ТНТ и СТС («взрослеющие» ТНТ и СТС, соответственно, займут позиции Первого и России).

3) Очевидно, что в битве «Телевидение против интернета» телевидение основное сражение проиграло и формирование новых зрительских общностей скорее произойдет вокруг социальных сетей и мощных интернет-конгломератов вроде Гугла, Эппла, Яндекса, Вконтакте и т.д., нежели вокруг старого доброго ящика. Новые телевещатели будут появляться как приложение к уже существующим сервисам – как форма продолжающейся экспансии в индивидуальное медиапространство человека. Последний пример – новость о том, что музыкальный ютьюбовский канал Vevo решил обзавестись своим телевизионным аналогом - в духе классического MTV. И проникновение раскрученных интернет-брендов (недалек тот час, когда сам Youtube обзаведется собственным телевизионным каналом – или появится канал, созданный в эстетике и жанре ютьюба) в сферу ТВ будет только усиливаться. Развитие тренда здесь будет происходить в двух направлениях – техническом (улучшении и диверсификации способов доставки) и содержательном (создании собственного оригинального контента (см.историю с Netflix и сериалом House Of Cards). Youtube, например, мог бы освоить жанр коротких видеоскетчей или прямых трансляций (всего чего угодно – от выборов Папы до концерта Мадонны), а «Одноклассники» организовать свое реалити шоу в духе «Дома-2» или шоу знакомств (в США, например, вышло прекрасное реалити-шоу, посвященное разоблачению людей, скрывающихся по фековыми профайлами в сети). В любом случае, телеканал это бренд и от бренда есть ожидания. И главный вопрос в данном случае, с чем у нового поколения зрителей ожидания будут связаны больше – с каналом «Россия» или более близким ему «Вконтакте»?

4) Еще один мощный толчок к расширению телевизионного представительства следует искать в развитии и политическом усилении российского мусульманства. Удивительный факт: в США, в феврале 2013 года была впервые нарушена монополия большой телевизионной четверки (ABC, CBS, NBC, Fox) – на четвертое место, потеснив по количеству зрителей NBC, вышел испаноязычный канал Univision, демонстрирующий латиноамериканские сериалы и новости. Понятное дело, что этот пример не вполне релевантен для России (в Америке испаноязычная диаспора едва ли не третья, а, может быть, даже и вторая после белых и афроамериканцев) – у нас мусульманская среда довольно неоднородна, но тот факт, что глава мусульман России Равиль Гайнутдин уже потребовал предоставить 15% эфира нового Общественного телевидения России представителям ислама, говорит о том, что медийные и политические запросы российского мусульманства будут только усиливаться. Я уж не говорю о том, что у этого телевидения уже ЕСТЬ своя аудитория, да и национальная тема потихоньку начинает пробивать свою дорогу на большой экран (см.новые премьеры «Джабраиловы» на ТНТ и «Последний из Могикян» на СТС). Скорее всего, этот тренд придет к нам из кавказских республик – поскольку они УЖЕ имеют политическое представительство на самом высоком уровне, да и ресурсы (в том числе и материальные) у них тоже имеются.

5) Все это я к тому клоню, что переформатирование телевидения является мощным инструментом трансформации политической реальности и от того, ЧТО будет понято под телевидением будет зависеть то, в какой реальности мы будем жить. Ведь телевидением можно как объединять людей, так и разъединять их, как просвещать, так и деклассировать, дать им возможность заявить о себе, так и окончательно ее у них отнять... Как говорится, «как будут развиваться события дальше, покажет «Время»!»


21.03.2013






В контате моя страница ВК


КИНОТЕАТР "ВЕРТОВ"



АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО



ФИНАЛИСТЫ ПРЕМИИ "ЛАВР"


Гоген. Человек делающий людей


УЧАСТНИКИ АРТДОКФЕСТ


Русская сказка


ВРУЧЕНИЕ ПРЕМИИ 2013



СТУДИЯ ВЕРТОВ РЕАЛЬНОЕ КИНО


Горбачев. После империи





ПОРТАЛ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО VERTOV.RU

Портал «Вертов» появился в сети Интернет в 1996 году и был первым ресурсом, посвященным документальному кино в российском Интернете. Много воды утекло с тех пор. За прошедшие годы появлялись и исчезали десятки сайтов и даже соцсетей, ориентированных как на профессиональное сообщество документалистов, так и на зрительскую аудиторию, любителей документалистики. Создатели «Вертова», не вступая в конкуренцию, наблюдали и по мере сил помогали подобным начинаниям. Но сегодня возникла ситуация определенного переизбытка информации. В новостных лентах и рассылках наряду с зернами, естественным образом появилось множество плевел. Эта шелуха зачастую просто не позволяет разглядеть главное. В этой ситуации мы переформатировали портал «Вертов» в своеобразный дайджест наиболее значимых (на наш взгляд) новостей, посвященных документальному кино, которые будут представлены в виде ссылок на источники информации. Иными словами, все самое важное из мира документального кино – на одной странице, которая даст пользователю возможность самостоятельного путешествия по запутанной сети, имея на руках качественную навигацию. Также, в последнее время в открытом доступе появилось немалое количество документальных фильмов. Мы возьмем на себя труд вычленять наиболее любопытные картины, создав своеобразный онлайн-кинотеатр, в котором постоянно будут показываться новые фильмы, извлеченные из всемирной сети легального видео. Помимо этого на портале «Вертов» будет представлено актуальное видео, посвященное документальному кино, а также – системой случайной выборки – фрагменты фильмов участников фестиваля «Артдокфест», финалистов премии «Лавровая ветвь», церемоний вручения премии и закрытия «Артдокфеста», фильмов производства студии «Вертов».




ПОДПИСКА ЧЕРЕЗ RSS



rss-поток




ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Главная | Контакты | Вакансии | Нашли ошибку?