Интервью Александра Кугеля Чевтаеву Викентию.
20 октября завершился 27-ой Международный студенческий кинофестиваль ВГИК. Фестиваль состоит из конкурса ВГИКовских студенческих фильмов и международного конкурса. Единственным представителем ВГИКа в международном конкурсе документального кино является Александр Кугель, который выступит со своим фильмом “Vitginzburg”. Мы взяли у него интервью.
Александр Кугель – студент 5 курса режиссуры неигрового кино мастерской Мирошниченко во ВГИКе. Режиссёр документального и игрового кино. В 2004 году номинировался на Золотого орла за фильм «Локальное потепление». Его номинировали в категории «Игровой короткометражный фильм». С фильмом «Все на парад» участвовал на фестивале в Уинстон-Селейме в США. Со своим короткометражным игровым фильмом «Неосторожность» выиграл в Официальной конкурсной программе 60-го Каннского кинофестиваля в категории Cinefondation и с ним же принимал участие в 18 фестивале Кинотавр(2007). С документальным фильмом “Vitginzburg” выступил на 29-ом Московском Международном Кинофестивале в программе «Новые документальные фильмы»(2007), с этим же фильмом побывал на «Окне в Европу» и кинофестивале студенческих фильмов «ВГИК».
В чём Вы видите основную задачу фестиваля студенческих фильмов ВГИК?
ВГИКовцам не всегда удаётся посмотреть студенческие фильмы, снятые во ВГИКе. То есть бывают какие-то показы, на которых можно посмотреть фильмы, например, Фенченко часто практикует на занятиях показы фильмов его студентов или студентов других мастерских, курсов. Здесь, на фестивале можно просто прийти и посмотреть 40-50 вгиковских фильмов. Да и не только вгиковских: такое количество фильмов из иностранных киношкол в Москве встречается только в актовом зале ВГИКа, именно на этом фестивале. Звучит, как реклама почти. . .
Чем отличается 27 кинофестиваль ВГИК от предыдущего?
С виду ничем. Ну, ректор в этом году новый, например. В любом случае, фестиваль состоит из фильмов, фильмы разные каждый год, да и жюри разное. То есть фестиваль внешне сохраняет оболочку одну и ту же, но при этом разные жюри и фильмы могут его на 180 градусов перевернуть.
Что для Вас лично значит фестиваль ВГИК? Какое место Вы ему отдаёте в ряду других фестивалей игрового и неигрового кино?
Ну фестиваль ВГИК – это главный студенческий кинофестиваль Если я снимаю во ВГИКе какой-то фильм, то я его в любом случае должен показать его на ВГИКовском фестивале. Да и вообще этот фестиваль очень интересен и тем, что здесь часто встретишь в фильмах столько интересного, чего в отточенных, высокобюджетных, высокопрофессиональных можно и не встретить.
Как Вы считаете, сильная ли в этом году конкурсная программа ВГИКовских документальных фильмов?
Честно говоря, пока из этой программы я видел документальные фильмы только своей мастерской – мастерской Мирошниченко, а они все мне нравятся. Но посмотрю еще другие.
Ваша картина “Vitginzburg” – единственный документальный фильм, представляющий ВГИК в международной конкурсной программе. О чём он?
Это фильм-портрет. Это портрет выдающегося физика Виталия Лазаревича Гинзбурга, нобелевского лауреата . Но жанр «фильм-портрет» очень расплывчатый, под ним можно понимать всё, что угодно. Этот фильм не похож на стандартный или телевизионный фильм. Это некий документальный фильм, в котором я попытался схватить среду, какую-то атмосферу жизни, способы мышления Виталия Гинзбурга и его окружения. Это определённая среда, определённое течение времени. То есть какие-то слова, вложенные в уста вот этих людей, в устах любого другого человека будут иметь совершенно другой смысл. Эти люди очень интересны каким-то своим научным подходом. И я хотел поймать их ритм, выразить их способ существования.
А вообще, сложно было подбираться к Вашим героям?
Да, в этом случае, конечно, было сложно подбираться, и я не могу сказать, что с первого дня они радовались камере. Вначале надо было доказать, что я достоин того, чтобы занимать у них время. Вначале Гинзбург воспринимал эти съёмки в штыки, но потом перестал. И первым, кому я показал результат, был как раз Виталий Гинзбург. Конечно, ему было довольно тяжело смотреть этот фильм, поскольку, когда видишь себя на экране, ты видишь себя в первую очередь, а фильм – во вторую. Но ему понравился этот фильм, правда, иногда, он говорил: «Ну сколько можно меня показывать!». А тем другим, кто смотрит кажется, что надо, чтобы ещё больше его показали. Но я рад, что сейчас герои фильма пересматривают этот фильм и показывают знакомым. И диски между собой тиражируют.
На кинофестивале «Окно в Европу» Вам не удалось увезти приз. Как вы оцениваете свои шансы на победу на фестивале ВГИК?
Вообще международный конкурс ещё не начинался, и поэтому я не видел ни одного международного фильма. Но я думаю, что киношколы разных стран прислали свои лучшие фильмы, поэтому, конечно же, будет тяжело. Я думаю, будут показаны очень качественные фильмы. Завтра схожу посмотрю.
А вообще для Европейского студента или студента любой другой страны выиграть на ВГИКовском фестивале престижно? Как наш фестиваль котируется за рубежом?
Ну это надо скорей у них спрашивать. Но ВГИКовский фестиваль довольно таки старый, довольно престижный, тут серьёзные критерии отбора. Поэтому, безусловно, если кто-то получит приз ВГИКовского фестиваля, то вряд ли он сочтёт этот приз таким уж заурядным событием.
После того, как вы номинировались на Золотого Орла, побывали на ММКФ и Кинотавре, и особенно после Канн Вам продюсеры не предлагали какие-нибудь проекты? Посещала ли Вас мысль снять полнометражный фильм?
То, что мне предлагали снять, меня не восхищает. В основном какое-то поточное производство, и пока я вижу в себе силы делать что-то более серьёзное. Сейчас у меня уже почти готов собственный сценарий к моему будущему игровому фильму.
А не предлагают Вам показать Ваш фильм на телевидении?
Нет, пока не предлагали. Было несколько сюжетов, репортажей, там отрывки показывали. А чтобы мои фильмы целиком приглашали, такого не было. Хотя вот фильм “Vitginzburg” длится 26 минут, формат по времени вполне телевизионный.
Скажите, как сейчас обстоят дела с финансированием студенческого кино, в частности документального?
Есть конкретные бюджеты ВГИКовских фильмов, которые не велики. Бюджет ВГИКа на создание курсовой составляет 265 тысяч рублей, бюджет диплома – 380 тысяч рублей. Вот эти деньги институт выделяет. Но, конечно же, можно искать какие-то дополнительные источники. Студенческое кино очень сильно основано на каком-то взаимном доверии и оплачивается не по рыночным расценкам. Например, могут почти бесплатно играть очень крутые актёры, у которых съёмочный день стоит 10 тысяч долларов Операторы снимают бесплатно – это часть их учёбы. Лаборатории делают большие скидки на обработку плёнку. И вопрос денег очень размыт, и получается какой-то студенческий коммунизм в рамках создания студенческих фильмов.
Есть ли у современного российского студенческого кино своё специфическое лицо?
Говорят, что присутствует какой-то запах студенческого кино. Но вот чего-то такого специфически одинакового я не замечал. И каких-то конкретных тем, которые в российском студенческом кино преобладают, скорее всего, нельзя выделить. Но часто бывают стилистически похожие фильмы.
Как сегодня студенты ищут истории для своих документальных фильмов?
Каждый раз по-разному. Иногда кто-то случайно находит героя, иногда просто родственники являются героями фильмов, иногда есть информационный повод, например, какая-нибудь статья из газеты про такого-то человека. Иногда режиссёр просто создаёт ситуацию – приезжает в какое-то место, и за какую-то плату, за полный ящик, тебе создадут какого угодно героя. Даже в последнем случае может получиться очень хорошо.
Что Вы скажете о положении документального кино в России?
Оно жуткое. Документальное кино, помимо авторов, героев и студии-производителя, должно включать в себя и тех, кто смотрит. . Потому что зрители - это тоже часть фильма и ощущения зрителей от просмотра тоже формируют фильм . А со зрителем сложно: есть телевидение, которое не показывает документальные фильмы, и есть кинотеатры, которые также не показывают документальные фильмы. Остаются только фестивали, ВГИКовский, в том числе.
20.10.2007
|