ТЕЗИСЫ О БУДУЩЕМ ТЕЛЕВИДЕНИЯ



Какие каналы будут смотреть в будущем (в не столь отдаленном и вполне), а какие нет, какие останутся, а какие исчезнут с экранов телевизоров.


В рамках семинара на факультете медиакоммуникаций ВШЭ размышляли на интересную тему – какие каналы будут смотреть в будущем (в не столь отдаленном и вполне), а какие нет, какие останутся, а какие исчезнут с экранов телевизоров. Некоторые вещи хотелось бы зафиксировать.

1) Модель современного российского телевидения фактически была заложена в 90-ые годы и фундаментально встроена в сложившуюся систему властных отношений. Любое кардинальное изменение политической системы приведет к пересмотру устоявшейся схемы телевизионного представительства и далеко не факт, что нынешние лидеры останутся таковыми, и в будущем их не заменят новые выдвиженцы эфира (получило ведь когда-то НТВ частоту «Российских университетов», а Березовский ОРТ), тем более, что ряд новых телеканалов несут с собой дублирующие функции и при желании могут быть также «расчехлены» как и запасные политические структуры (партии, фронты и т.д.).

2) Главный капитал, которым обладают большие эфирные каналы, это – сила привычки. Многие привыкли смотреть телевизор только так (через антенну) и не иначе (собственно, эту ситуацию и призвана закрепить государственная программа цифрового ТВ с ее первыми, вторыми, третьими мультиплексами). Однако все нулевые годы в стране фактически шла стихийная цифровизация и миллионы россиян научились смотреть телевидение через кабель, а там лидерские позиции определяются немного другими критериями (позицией кабельного оператора, например. Хотя, с другой стороны, они находятся в надежных руках и с политической точки зрения бояться здесь нечего). Добавить к этому развитие скоростного интернета и тенденцию к смотрению через персональные гаджеты (в Финляндии, например, уже 9% населения смотрит телевидение не через телевизор) и мы получаем совершенно иную картину телевизионного будущего. Люди с более молодым опытом телевизионного смотрения вполне могут предпочесть Life-TV Габреляновых (которое они вот-вот грозятся запустить) России-24 или НТВ в качестве основного новостного провайдера. А «Ю» и «Пятница» могут через некоторое количество лет заменить ТНТ и СТС («взрослеющие» ТНТ и СТС, соответственно, займут позиции Первого и России).

3) Очевидно, что в битве «Телевидение против интернета» телевидение основное сражение проиграло и формирование новых зрительских общностей скорее произойдет вокруг социальных сетей и мощных интернет-конгломератов вроде Гугла, Эппла, Яндекса, Вконтакте и т.д., нежели вокруг старого доброго ящика. Новые телевещатели будут появляться как приложение к уже существующим сервисам – как форма продолжающейся экспансии в индивидуальное медиапространство человека. Последний пример – новость о том, что музыкальный ютьюбовский канал Vevo решил обзавестись своим телевизионным аналогом - в духе классического MTV. И проникновение раскрученных интернет-брендов (недалек тот час, когда сам Youtube обзаведется собственным телевизионным каналом – или появится канал, созданный в эстетике и жанре ютьюба) в сферу ТВ будет только усиливаться. Развитие тренда здесь будет происходить в двух направлениях – техническом (улучшении и диверсификации способов доставки) и содержательном (создании собственного оригинального контента (см.историю с Netflix и сериалом House Of Cards). Youtube, например, мог бы освоить жанр коротких видеоскетчей или прямых трансляций (всего чего угодно – от выборов Папы до концерта Мадонны), а «Одноклассники» организовать свое реалити шоу в духе «Дома-2» или шоу знакомств (в США, например, вышло прекрасное реалити-шоу, посвященное разоблачению людей, скрывающихся по фековыми профайлами в сети). В любом случае, телеканал это бренд и от бренда есть ожидания. И главный вопрос в данном случае, с чем у нового поколения зрителей ожидания будут связаны больше – с каналом «Россия» или более близким ему «Вконтакте»?

4) Еще один мощный толчок к расширению телевизионного представительства следует искать в развитии и политическом усилении российского мусульманства. Удивительный факт: в США, в феврале 2013 года была впервые нарушена монополия большой телевизионной четверки (ABC, CBS, NBC, Fox) – на четвертое место, потеснив по количеству зрителей NBC, вышел испаноязычный канал Univision, демонстрирующий латиноамериканские сериалы и новости. Понятное дело, что этот пример не вполне релевантен для России (в Америке испаноязычная диаспора едва ли не третья, а, может быть, даже и вторая после белых и афроамериканцев) – у нас мусульманская среда довольно неоднородна, но тот факт, что глава мусульман России Равиль Гайнутдин уже потребовал предоставить 15% эфира нового Общественного телевидения России представителям ислама, говорит о том, что медийные и политические запросы российского мусульманства будут только усиливаться. Я уж не говорю о том, что у этого телевидения уже ЕСТЬ своя аудитория, да и национальная тема потихоньку начинает пробивать свою дорогу на большой экран (см.новые премьеры «Джабраиловы» на ТНТ и «Последний из Могикян» на СТС). Скорее всего, этот тренд придет к нам из кавказских республик – поскольку они УЖЕ имеют политическое представительство на самом высоком уровне, да и ресурсы (в том числе и материальные) у них тоже имеются.

5) Все это я к тому клоню, что переформатирование телевидения является мощным инструментом трансформации политической реальности и от того, ЧТО будет понято под телевидением будет зависеть то, в какой реальности мы будем жить. Ведь телевидением можно как объединять людей, так и разъединять их, как просвещать, так и деклассировать, дать им возможность заявить о себе, так и окончательно ее у них отнять... Как говорится, «как будут развиваться события дальше, покажет «Время»!»


21.03.2013






В контате моя страница ВК


КИНОТЕАТР "ВЕРТОВ"



АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО



ФИНАЛИСТЫ ПРЕМИИ "ЛАВР"


Кушкаш-Оол. Мальчик – птица


УЧАСТНИКИ АРТДОКФЕСТ


Он был великаном с карими глазами


ВРУЧЕНИЕ ПРЕМИИ 2013



СТУДИЯ ВЕРТОВ РЕАЛЬНОЕ КИНО


Бродвей. Черное море





ПОРТАЛ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО VERTOV.RU

Портал «Вертов» появился в сети Интернет в 1996 году и был первым ресурсом, посвященным документальному кино в российском Интернете. Много воды утекло с тех пор. За прошедшие годы появлялись и исчезали десятки сайтов и даже соцсетей, ориентированных как на профессиональное сообщество документалистов, так и на зрительскую аудиторию, любителей документалистики. Создатели «Вертова», не вступая в конкуренцию, наблюдали и по мере сил помогали подобным начинаниям. Но сегодня возникла ситуация определенного переизбытка информации. В новостных лентах и рассылках наряду с зернами, естественным образом появилось множество плевел. Эта шелуха зачастую просто не позволяет разглядеть главное. В этой ситуации мы переформатировали портал «Вертов» в своеобразный дайджест наиболее значимых (на наш взгляд) новостей, посвященных документальному кино, которые будут представлены в виде ссылок на источники информации. Иными словами, все самое важное из мира документального кино – на одной странице, которая даст пользователю возможность самостоятельного путешествия по запутанной сети, имея на руках качественную навигацию. Также, в последнее время в открытом доступе появилось немалое количество документальных фильмов. Мы возьмем на себя труд вычленять наиболее любопытные картины, создав своеобразный онлайн-кинотеатр, в котором постоянно будут показываться новые фильмы, извлеченные из всемирной сети легального видео. Помимо этого на портале «Вертов» будет представлено актуальное видео, посвященное документальному кино, а также – системой случайной выборки – фрагменты фильмов участников фестиваля «Артдокфест», финалистов премии «Лавровая ветвь», церемоний вручения премии и закрытия «Артдокфеста», фильмов производства студии «Вертов».




ПОДПИСКА ЧЕРЕЗ RSS



rss-поток




ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Главная | Контакты | Вакансии | Нашли ошибку?